Сергей Беляков: «Действующая налоговая система задает неправильные стимулы для развития»

| статьи | печать

С 17 по 20 сентября 2009 г. в Сочи состоится VIII Международный инвестиционный форум, на котором представители правительства и бизнес-сообщество обсудят меры, способные стимулировать переход к инновационной модели экономики. О том, как их видит Минэкономразвития России, рассказывает директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного парт­нерства Минэкономразвития России Сергей Беляков.

— На днях президент в очередной раз заявил, что нам необходимо перестроить экономику, сделать ее инновационной. Поясните, пожалуйста, какой смысл правительство вкладывает в понятие «инновационная экономика»?

— Это экономика, которая во главу угла ставит эффективность, то есть максимально полезное использование тех ресурсов, которыми мы обладаем. Причем эффективным должно быть и производство, и управление. Это экономика, максимально направленная на внедрение новых технологий.

— Это экономика, которая во главу угла ставит эффективность, то есть максимально полезное использование тех ресурсов, которыми мы обладаем. Причем эффективным должно быть и производство, и управление. Это экономика, максимально направленная на внедрение новых технологий.

Наша задача сделать российскую экономику конкурентной, что требует пересмотра ее структуры. Модернизация, развитие высокотехнологичного производства на нашей территории, диверсификация экономики, изменение ее направления в пользу предприятий, создающих высокую добавленную стоимость, перерабатывающих, а не ориентированных только на экспорт сырья, — задачи, которые без внедрения инноваций не решить.

Весь мир идет по такому пути. Приведу пример научнотехнической революции, которая произошла в 60-х гг. XX века. У тех стран, которые пошли по пути инновационного развития, сейчас конкурентное преимущество. У них совершенно другая структура экономического роста по сравнению со странами, которые остались в большей степени ориентированными на традиционные в тот момент сегменты, в первую очередь сырье.

— Подразумевает ли инновационное развитие снижение части сырьевых доходов?

— Переход к инновационной экономике не означает отказ от развития традиционных секторов российской экономики. У нас огромный потенциал внедрения инноваций в том же топливно-энергетическом комплексе, нефтедобыче и переработке. Удачные примеры развития ТЭК благодаря использованию новых технологий у наших соседей. Например, Норвегия, Сингапур. Глупо отказываться от того, что имеем. Страна богата природными ресурсами, и это должно быть одним из конкурентных преимуществ. Подобный подход стимулирует спрос на новые технологии в целом по экономике.

— Переход к инновационной экономике не означает отказ от развития традиционных секторов российской экономики. У нас огромный потенциал внедрения инноваций в том же топливно-энергетическом комплексе, нефтедобыче и переработке. Удачные примеры развития ТЭК благодаря использованию новых технологий у наших соседей. Например, Норвегия, Сингапур. Глупо отказываться от того, что имеем. Страна богата природными ресурсами, и это должно быть одним из конкурентных преимуществ. Подобный подход стимулирует спрос на новые технологии в целом по экономике.

— Разговоры о внедрении инновационной модели экономики ведутся не один год, но пока результатов не видно.

— Подвижки есть. Реализация инвестиционных проектов с участием иностранных компаний обеспечивает приход новых технологий. У нас есть сектора, производящие высокотехнологичную инновационную продукцию, например ИТсектор, который готовит программное обеспечение для компаний — мировых лидеров. Есть сектора, развитие которых формирует спрос на высокотехнологичную продукцию (авиация, автопром, ВПК). Новые технологии активно внедряются в том же ТЭК. Развитие малого и среднего предпринимательства рождает спрос на новые, более эффективные технологии.

— Подвижки есть. Реализация инвестиционных проектов с участием иностранных компаний обеспечивает приход новых технологий. У нас есть сектора, производящие высокотехнологичную инновационную продукцию, например ИТсектор, который готовит программное обеспечение для компаний — мировых лидеров. Есть сектора, развитие которых формирует спрос на высокотехнологичную продукцию (авиация, автопром, ВПК). Новые технологии активно внедряются в том же ТЭК. Развитие малого и среднего предпринимательства рождает спрос на новые, более эффективные технологии.

— Должна ли налоговая политика стимулировать переход к инновационной экономике?

— Безусловно.

— Безусловно.

— Тогда почему до сих пор не удалось задействовать ее возможности?

— Начну издалека. Что такое «следствие эффективной экономической политики»? Это когда налогоплательщик, получая больший доход, формирует большие доходы бюджетной системы. Государство в первую очередь должно быть заинтересовано в развитии производства и увеличении поступления налогов в результате повышения доходности. У нас, к сожалению, в таком понимании налоговая политика не существует.

— Начну издалека. Что такое «следствие эффективной экономической политики»? Это когда налогоплательщик, получая больший доход, формирует большие доходы бюджетной системы. Государство в первую очередь должно быть заинтересовано в развитии производства и увеличении поступления налогов в результате повышения доходности. У нас, к сожалению, в таком понимании налоговая политика не существует.

Налоговая система России сформировалась в другую эпоху и в силу определенных причин направлена на обеспечение фискальной функции. Когда любой ценой пытаются изъять средства у предприятия, ни о каком инвестировании в производство не может быть речи. Я не хочу сказать, что нужно отказаться от функции. Она исключительно важна, но не должна быть единственной. Налоговая политика не рассматривается как инструмент экономической политики. В противном случае бизнес думает не о реинвестировании полученного дохода, а о минимизации налогов.

Наша основная проблема — отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала приоритетам экономического развития. Если задача — модернизация и диверсификация экономики, а принимаемые меры, в том числе в налоговой сфере, стимулируют только один сектор экономики — нефтедобычу, говорить об эффекте трудно.

Кроме того, при снижении нагрузки на высокодоходные сектора возникает необходимость компенсировать снижающиеся бюджетные доходы другими мерами. В результате налоговая нагрузка на те сектора, которые действительно нужно стимулировать, не снижается либо, наоборот, повышается.

— Что мешает государству выработать единую налоговую политику и придерживаться ее?

— Налоговая политика есть. Ее основные направления ежегодно утверждаются решением правительства. В документе дается оценка проводимой политике, принятым ранее изменениям в НК РФ и анонсируются предполагаемые поправки. То есть документ готовит бизнес к грядущим изменениям и задает их направленность. Это, конечно, плюс. Но соответствует ли она задачам развития страны? Это вопрос, который необходимо обсудить. В  частности, он будет затронут на круглом столе «Налоговая система и инвестиционная политика: принципы и приоритеты» в рамках Сочинского форума.

— Налоговая политика есть. Ее основные направления ежегодно утверждаются решением правительства. В документе дается оценка проводимой политике, принятым ранее изменениям в НК РФ и анонсируются предполагаемые поправки. То есть документ готовит бизнес к грядущим изменениям и задает их направленность. Это, конечно, плюс. Но соответствует ли она задачам развития страны? Это вопрос, который необходимо обсудить. В  частности, он будет затронут на круглом столе «Налоговая система и инвестиционная политика: принципы и приоритеты» в рамках Сочинского форума.

Задачи обеспечения развития страны в соответствии с обозначенными приоритетами — это вызовы, которые поставил перед нами кризис. И решению этих задач должны быть подчинены все инструменты государственной социально-­экономической политики.

— Но вы представляете, в каком направлении двигаться?

— Пока мы определили общий подход к проблеме. Сейчас один из эффективных инструментов в развитии экономики — инвестиционная политика. Очевидно, что для привлечения инвестиций нужно использовать все доступные механизмы, в том числе налоговую политику. В то же время, предоставляя преференции, благоприятные налоговые условия для прихода капитала в страну извне, а также для реинвестирования российского капитала, надо создавать и барьеры на пути оттока капитала. Речь идет не о необоснованном ужесточении или дополнительном бремени, а о контроле за налоговой базой, которую нужно стимулировать оставаться в стране.

— Пока мы определили общий подход к проблеме. Сейчас один из эффективных инструментов в развитии экономики — инвестиционная политика. Очевидно, что для привлечения инвестиций нужно использовать все доступные механизмы, в том числе налоговую политику. В то же время, предоставляя преференции, благоприятные налоговые условия для прихода капитала в страну извне, а также для реинвестирования российского капитала, надо создавать и барьеры на пути оттока капитала. Речь идет не о необоснованном ужесточении или дополнительном бремени, а о контроле за налоговой базой, которую нужно стимулировать оставаться в стране.

— И что вы предлагаете в отношении механизмов такого контроля?

— В первую очередь контроль за трансфертными ценами, который должен давать максимально широкие полномочия налоговым органам, касающиеся контроля, но строго по ограниченному кругу сделок, признаваемых контролируемыми.

— Широкие полномочия для налоговых органов... Звучит зловеще.

— Трансфертное ценообразование всегда связано с риском налоговых потерь из-за особенностей ценообразования между взаимозависимыми лицами. Налоговые органы должны иметь возможность их пресекать. Конечно, эти механизмы следует четко прописать, чтобы у налоговых органов не было соблазна или возможности ставить барьер везде. Мы понимаем, что свободное движение капитала нельзя ограничивать. Надо, чтобы прибыль, которая создается здесь, необоснованно не утекала за рубеж. Причем речь не о запрете трансфертного ценообразования. Нужно предотвратить риски, возникающие в результате его использования.

— Какие еще налоговые меры, по вашему мнению, способны привлечь инвестиции в страну?

— Например, освобождение от налогообложения доходов от реализации акций. Эта мера способна стимулировать создание в стране холдинговых компаний. Аналогичные правила действуют в других налоговых юрисдикциях, что делает их более конкурентоспособными при принятии решения акционером о том, где создавать холдинговую компанию. Введение такой меры упростит сделки по слиянию и поглощению компаний. А это важная составляющая в деятельности и развитии холдингов. Сейчас мы оцениваем эффективность этой меры.

— Например, освобождение от налогообложения доходов от реализации акций. Эта мера способна стимулировать создание в стране холдинговых компаний. Аналогичные правила действуют в других налоговых юрисдикциях, что делает их более конкурентоспособными при принятии решения акционером о том, где создавать холдинговую компанию. Введение такой меры упростит сделки по слиянию и поглощению компаний. А это важная составляющая в деятельности и развитии холдингов. Сейчас мы оцениваем эффективность этой меры.

Необходимо ввести институт консолидированного налогоплательщика с единой отчетностью.

Существуют также проблемы неналогового характера. Инвесторов это не касается, потому что у нас очень неблагоприятные условия для привлечения финансирования. По-­прежнему актуальна задача по созданию финансового центра. По крайней мере мы должны обеспечить комфортные условия для привлечения финансирования.

— А какие изменения в налоговую систему требуются для стимулирования инновационной деятельности?

— Необходимо определиться с порядком амортизации нематериальных активов. На мой взгляд, действующий порядок амортизации НМА тормозит развитие инноваций.

— Необходимо определиться с порядком амортизации нематериальных активов. На мой взгляд, действующий порядок амортизации НМА тормозит развитие инноваций.

Существует проблема признания обоснованными ряда расходов. Сейчас согласно 25-й главе Налогового кодекса РФ помимо расходов, указанных в перечне, налогоплательщики могут принимать и другие экономически обоснованные затраты. Если какие­то расходы не поименованы в перечне, доказать налоговому органу, что произведенные затраты экономически обоснованны, сложно.

— Вы предлагаете дополнить перечень?

— Пока нет. Суть проблемы — позиция налоговых инспекторов, которые в принципе не считают обоснованным уменьшение налоговых обязательств. Справедливости ради надо сказать, что непосредственно Федеральная налоговая служба имеет по этому вопросу более взвешенную позицию.

— Пока нет. Суть проблемы — позиция налоговых инспекторов, которые в принципе не считают обоснованным уменьшение налоговых обязательств. Справедливости ради надо сказать, что непосредственно Федеральная налоговая служба имеет по этому вопросу более взвешенную позицию.

Кроме того, нужно обеспечить льготный режим создания, ввода и эксплуатации высокотехнологичного оборудования. По энергоэффективному оборудованию мы уже предложили такие меры. Это льгота по налогу на имущество в виде нулевой ставки в начальный период эксплуатации.

Сейчас обсуждается возврат к инвестиционной льготе по налогу на прибыль. Как выяснилось, механизм ускоренной амортизации и применение коэффициентов не всегда работают.

— Но ведь Минфин категорически против возвращения этой льготы.

— Перед нами стоят определенные задачи. Если мы хотим их реализовать, надо что­-то делать, а не держаться за существующую налоговую систему как за священную корову. Очевидно, что действующая налоговая система задает неправильные стимулы развития. Достаточно взглянуть на структуру российской экономики.

Например, малый и средний бизнес должен быть основным источником инноваций. Возможность применения этими компаниями льготных налоговых режимов весьма ограниченна.

— Как вы заметили, проблема не столько в налоговом законодательстве, сколько в его администрировании. Вы не боитесь, что без серьезного пересмотра отношения налоговых органов к налогоплательщикам эффективную налоговую политику не создать?

— Причины, по которым налоговые органы действуют таким образом, лежат вне сферы налоговой политики. У нас есть обязательства, взятые государством. Чтобы их выполнить, необходимо обеспечить доходы. Безусловно, все изменения требуют изменения принципов администрирования. Государство это понимает.

— Причины, по которым налоговые органы действуют таким образом, лежат вне сферы налоговой политики. У нас есть обязательства, взятые государством. Чтобы их выполнить, необходимо обеспечить доходы. Безусловно, все изменения требуют изменения принципов администрирования. Государство это понимает.

— Сколько времени, на ваш взгляд, может занять переход к инновационной экономике?

— Из кризиса мы должны выйти с другой структурой экономики — эффективной, модернизированной.

Сейчас задача — как можно быстрее принять хотя бы часть мер. Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования экспорта новых технологий и производств, создания новых производств надо предусмотреть налоговые каникулы, обеспечить работу с налоговой задолженностью для уже существующих предприятий (отсрочки и рассрочки), стимулировать НИ ОКР, а именно утвердить перечень работ, по которым можно применять специальный коэффициент, развивать систему патентования и многое другое. Часть из этих инициатив уже принимается, но, к сожалению, слишком долго.