Кризис заставляет любить сладенькое

| статьи | печать

Кризис оказал положительное влияние на российский рынок безалкогольных напитков. Рост цен на соковую продукцию, а также снижение покупательной способности населения привели к возобновлению потребления газировок. Стабилизации отрасли способствовал и рост продаж новых категорий безалкогольных напитков, таких как холодный чай и энергетические напитки.

По словам Дмитрия Петрова, президента Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН), нередко безалкогольными напитками называют жидкие продукты питания, например соковую продукцию (соки, нектары, морсы), а также природные минеральные и питьевые воды. На самом деле можно выделить следующие основные группы безалкогольных напитков: газированные, негазированные, с консервантами, без консервантов, на сахаре, на интенсивных подсластителях, низкокалорийные, сокосодержащие, напитки брожения, энергетические, спортивные, функциональные, диабетические, обогащенные, ароматизированные воды, холодные чаи и кофейные напитки.

Как видно, процессы сегментации и дифференциации индустрии привели к тому, что сегодня на российском рынке безалкогольных напитков представлены десятки категорий и подкатегорий. Причем с каждым годом структура российского рынка безалкогольных напитков усложняется.

Результаты исследования, проведенного компанией BusinesStat, показали, что с 2007 г. часть российских потребителей начала отказываться от сладкой газировки в пользу сока и минеральной воды. Такая переориентация привела к снижению объема рынка безалкогольных напитков. Эта тенденция была прервана в 2008 г., когда соковая индустрия России пережила серьезное потрясение: объем рынка составил 88,1 млрд руб., сократившись на 39% по сравнению с предыдущим годом. Отрицательная динамика была обусловлена подорожанием сокового сырья на мировом рынке, действием внутренних заградительных пошлин на импорт, а также ростом курса доллара. Вслед за ростом себестоимости продукции произошел рост цен на натуральные соки и нектары в торговле. Розничные цены на соки в 2008 г. поднялись на 9,7% (с 38,4 до 42,1 руб.), продемонстрировав максимальное увеличение за последние пять лет. По прогнозам BusinesStat, в 2009 г. средняя цена соковой продукции вырастет до 44,3 руб. за литр.

Увеличение стоимости соковой продукции одновременно со снижением покупательной способности населения привели к тому, что потребители начали возвращаться к прежним привычкам и пить газировку. Кроме того, положительное влияние на развитие рынка безалкогольных напитков оказал рост продаж новых для россиян продуктов, который наблюдается последние годы. В частности, увеличивается спрос на товары, которые позиционируются как напитки с повышенной пищевой ценностью и напитки для здорового питания.

Аналогичная тенденция наблюдается и в большинстве развитых стран мира. «Из данной категории напитков в России можно выделить прежде всего рынок кваса как самый быстрорастущий. В то же время наиболее быстрыми темпами развиваются сегменты рынка функциональных напитков — энергетических, спортивных и других, а также рынка холодного чая и кофейных напитков, — говорит Д. Петров. — Это объясняется тем, что указанные напитки появились на российском рынке относительно недавно и имеют небольшой удельный вес в общем объеме потребления безалкогольных напитков». По данным СПБН, оборот российского рынка безалкогольных напитков в 2008 г. составил 601,8 млн дкл и в 2009 г. его уровень не изменится.

Российский рынок безалкогольных напитков существенно отстает от зарубежного. Основные проблемы, препятствующие развитию производства в нашей стране, характерны для всей пищевой индустрии. Это в первую очередь трудности в области технического регулирования, связанные с выходом новой продукции. В настоящее время для вывода новинки на рынок необходимо собрать множество разрешений, заключений и прочих документов. Поэтому средний срок вывода нового продукта на российский рынок — больше года, в то время как в развитых странах — несколько недель или месяцев. Бюрократическая волокита является причиной и для более высокой себестоимости производства пищевых продуктов в России, чем в большинстве развитых стран. Ведь все процедуры, связанные с получением необходимых разрешительных документов, платные. Особенно эти барьеры мешают развиваться сегменту инновационных, например функциональных напитков, так как они не вписываются в привычные рамки, обусловленные нынешним законодательством, и разрешительные процедуры для них многократно усложняются.

Между тем, по словам Д. Петрова, сейчас удельный вес импортных напитков в общем товарообороте крайне незначителен и не превышает нескольких процентов. Подавляющее большинство напитков производится на территории РФ. По импорту поставляются лишь некоторые энергетические напитки, холодный чай, кофейные напитки, функциональные напитки (оказывают определенное влияние на организм, в частности повышают иммунную защиту, предупреждают или контролируют психические и физические заболевания). Импортные напитки особенно распространены на рынках Дальнего Востока и Приморья. Так, в торговой сети Владивостока можно увидеть массу продуктов, импортированных из Японии — признанного лидера инноваций в индустрии безалкогольных напитков. Они обогащены не только привычными витаминами и минералами, но и экзотическими лечебными растениями, а также белковыми препаратами. В целом из-за высокого удельного веса стоимости транспортировки в конечной цене продукции возить безалкогольные напитки на дальние расстояния невыгодно. Поэтому рано или поздно любой безалкогольный напиток, продемонстрировавший достаточно высокий коммерческий потенциал, начинают производить в России, где, по данным СПБН, таким производством занимается более 500 компаний.

По данным компании «Nielsen Россия», отечественные производители занимают не более 15% физического и 10% стоимостного объема этой отрасли.