Имущество агрофирмы-банкрота уйдет с молотка

| статьи | печать

Имущество сельскохозйственной организации — банкрота должно быть выставлено на торги при наличии заявок от нескольких лиц, имеющих преимущественное право на приобретение такого имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 № 1989/09).

При продаже имущества и имущественных прав должника сельхозорганизации арбитражный управляющий должен выставить имущество должника на продажу на торгах. Преимущественное право приобретения такого имущества имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельхозпродукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника (ст. 179 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве); далее — Закон о банкротстве).

Глава крестьянского фермерского хозяйства обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями к колхозу­должнику в лице конкурсного управляющего и двум другим соответчикам о признании недействительными договоров купли­-продажи имущества, заключенного между колхозом в лице конкурсного управляющего и соответчиками.

Суть дела такова. Колхоз был признан банкротом, и в отношении его открыто конкурсное производство. Истец, имеющий право преимущественной покупки имущества должника, отправил соответствующую заявку. Но конкурсный управляющий ее не учел и не выставил имущество должника на торги при наличии нескольких заявок. В нарушение положений Закона о банкротстве имущество колхоза было распродано по частям третьим лицам (соответчикам). Допущенные нарушения закона, по мнению истца, служат основанием для признания заключенных договоров купли-­продажи недействительными (ст. 168 ГК РФ).

Истец обратился в арбитражный суд. Но суды первых трех инстанций в удовлетворении его требований отказали, мотивировав отказ тем, что истец не является заинтересованным лицом, имеющим право требовать признания недействительными спорных договоров купли­-продажи. Кроме того, истец в ненадлежащей форме выразил намерение приобрести колхозное имущество.

Истец подал надзорную жалобу в ВАС РФ. Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.07.2009 № 1989/09 признал спорные договоры недействительными и направил дело на новое рассмотрение в части применения последствий признания договоров недействительными.

Высший суд указал, что Закон о банкротстве не устанавливает специальных требований к заявлению лица о наличии у него желания воспользоваться предоставленным ему преимущественным правом покупки. Поэтому такое желание может быть выражено в заявке любым способом, однозначно свидетельствующим о намерении лица, обладающего правом преимущественной покупки, приобрести принадлежащее должнику имущество. Если подобное желание изъявили несколько лиц, обладающих равным преимущественным правом покупки, спорное имущество должно быть продано с торгов согласно ст. 179 Закона о банкротстве. Данная статья не содержит норм, определяющих способы защиты преимущественного права покупки при нарушении конкурсным управляющим порядка реализации имущества должника — сельскохозяйственной организации. В арбитражной практике применяется подход, согласно которому право требовать признания сделки недействительной по мотивам нарушения порядка продажи имущества вне процедуры торгов признается за лицом, чья заявка необоснованно отклонена арбитражным управляющим (см. Определения ВАС РФ от 26.12.2008 № 15804/08 и от 24.12.2008 № ВАС-16417/08).

Удовлетворяя требования истца о признании договоров купли-­продажи недействительными, Президиум ВАС РФ еще раз подтвердил сложившуюся арбитражную практику по данному вопросу, что имеет существенное значение для единообразия в толковании и применении норм Закона о банкротстве.

Если конкурсный управляющий получил несколько заявок от лиц, имеющих преимущественное право на приобретение имущества агрофирмы­-банкрота, однозначно свидетельствующих об их намерениях приобрести имущество, он обязан выставить имущество должника на торги. Иной порядок его действий нарушит положения Закона о банкротстве, что приведет к нарушению прав лиц, желающих приобрести имущество должника.