1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4703

В поисках новых путей развития

Качество образовательных услуг российских бизнес-школ можно повысить только при условии системного подхода

Обеспокоенное качеством предоставляемых бизнесшколами услуг образовательное сообщество ставит задачу максимально приблизить их к потребностям реального сектора экономики. Кроме того, постоянно возрастающая конкуренция принуждает бизнес-школы пересматривать концепции и бизнес-модели образования, разрабатывать новые программы.

Сегментацию бизнес-образования и разработку программ, альтернативных классическому МВА, сегодня большинство образовательных учреждений рассматривают не только как рыночный механизм удовлетворения спроса, но и как инструмент формирования системы непрерывного обучения.

Отечественное бизнес-образование приобрело, по мнению многих аналитиков, коммерческую доминанту в ущерб профессионализму. Существующая в большинстве учреждений дополнительного обучения бизнес-модель не имеет стратегии развития и не соответствует современным требованиям экономики страны, системно отстает в управлении качеством. Уровень студентов, профессорско-преподавательского состава, самого образовательного процесса — лишь частные вопросы.

По словам Владимира Мау, ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, необходимы повышение практической направленности образования и компетентного подхода, а также переход от традиционной модели профессионального образования к модели непрерывного образования.

Наметившиеся тенденции

Среди тенденций можно отметить увеличение спроса на более короткие прикладные и специализированные программы, а также усиление интереса к модульным программам. Ярко проявляется сегментация школ и потребителей бизнес-образования. Так, можно выделить:

  • бизнес-школы при классических университетах;
  • самостоятельные (как правило, частные) бизнес-школы;
  • бизнес-школы, создаваемые корпорациями, но не являющиеся их структурными подразделениями;
  • корпоративные университеты (создаваемые внутри крупных корпораций);
  • учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами;
  • различные тренинговые компании.

Но основной тенденцией сегодня является возрастающий приоритет новых знаний и компетенций по сравнению с формальным дипломом.

Сегментация бизнес-образования

Из-­за размытой модели отечественных бизнес-школ конкуренция развивается не между ними, а среди предлагаемых ими программ. Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК считает, что основными участниками рынка бизнес-образования в настоящее время выступают вузы, бизнес-школы, корпоративные университеты, поставщики краткосрочных программ и издательства деловой литературы. Их основная цель — нести бизнес-знания и навыки в массы. Сегодня необходимо учить всех и всему, но в разных пропорциях. Если общеделовые и специальные знания для топ-­менеджеров могут находиться в соотношении 80 к 20%, то для менеджеров это 50 на 50%, а для специалистов 20 и 80%.

Возвращение к истокам

Активный поиск образовательными учреждениями своей бизнес-модели и форм обучения ассоциативно связывается с Древней Грецией.

В основанных Платоном академии и Аристотелем ликее обучались вполне взрослые люди, порой не очень молодые. Занятия проходили в беседах учителя и учеников во время прогулок по аллеям сада. Лекции тоже были. Но обсуждение философских и научных проблем во время прогулок, перемежающихся физическими упражнениями, было основной формой обучения.

Обучение рассматривалось не как нечто принудительное, а как особого рода удовольствие, направленное на саморазвитие человека. Да и само слово «школа» («схоле») первоначально означало «досуг, свободное занятие».

Запад — Восток

Российское бизнес-образование активно осваивало опыт развитых стран. Есть успехи. По словам президента РАБО Леонида Евенко, основное достижение в том, что сегодня уже создан рынок МВА, который должен регулироваться деловым сообществом. Кроме того, несколько российских бизнес-школ получили международное признание в виде аккредитации британской ассоциации АМВА.

Между тем оригинальных программ МВА мало. Как и западные, они ориентированы на управленцев в стабильной экономике. Кризис никого не обошел стороной. И у ведущих мировых бизнес-школ возникли проблемы.

Тем не менее в ближайшее время на российский рынок бизнес-образования могут прийти ведущие бизнес-школы мира. По словам вице-президента РАБО Сергея Мясоедова, если мы хотим сохранить национальную самобытность, хотим, чтобы наша национальная и региональная специфика учитывалась, мы должны очень серьезно думать о проблемах качества и работать с нашим основным заказчиком — российским деловым сообществом.

Актуальные задачи

Повышение качества бизнес-образования требует ответов на множество вопросов. Каковы приоритеты в подготовке, развитии менеджеров? Необходимо ли в большей степени формировать навыки или иное мышление? На что делать ставку — на национальные особенности или международную конкурентоспособность? Идти от вчерашнего и сегодняшнего в завтра или от будущего к настоящему?

Ряд актуальных задач Российская ассоциация бизнес-образования уже сформулировала:

  • сохранить и укрепить рынок МВА;
  • признать необходимость перемен;
  • понимать суть изменений в среде, организациях, ролях, трендах образования;
  • осознать развитие МВА как политического процесса;
  • найти оптимальную концепцию регулирования рынка МВА, создать для этого адекватную систему;
  • обеспечить дальнейшую интеграцию МВА в международное образовательное пространство.

КОММЕНТАРИИ

Бизнес по продаже дипломов

Вячеслав Прокофьев, редакционный директор ИД «РДВ-Медиа-групп», главный редактор газеты «Элитный персонал»

К сожалению, большинство российских бизнес-школ — это по логике и структуре отнюдь не специфическая услуга, а почти в буквальном смысле розничный бизнес по продаже дипломов. Можно ли, находясь в здравом уме, требовать от организаторов образования отбор потребителей? Это было бы по меньшей мере глупо. Обоснованным данное требование становится только тогда, когда образовательный процесс построен по принципиально другой логике, а структура школы включает эндаумент-фонд.

До MBA надо дорасти

Светлана Блохина, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Группа Е4»

Изучение мотивационного профиля слушателей программ MBA показывает их стремление к получению более высоких должностей и дополнительных социальных гарантий. При этом имеющийся опыт и уровень развитости компетенций не позволяют им продвигаться по карьерной лестнице. Достаточно вспомнить пример с мерчендайзером, который возомнил себя директором по маркетингу и удивлялся, почему его резюме даже не читают. Сегодня требуются управленцы, а не выпускники MBA. Практика бизнеса это подтверждает, а системы привлечения на MBA построены по другому принципу.