1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Национализация по согласию сторон

Комитет по собственности готовится внести на рассмотрение в Государственную Думу проект закона с рабочим названием «Об особенностях предоставления государственной поддержки отдельным категориям коммерческих организаций в период преодоления кризисных явлений в экономике». Этот закон должен ограничить фактически начавшийся процесс национализации.

Законопроект предусматривает, что исполнительной власти будет позволено реприватизировать акции (доли) предприятий только в ближайшие три года (прогнозируемый период кризиса). При этом приобретенные предприятия должны будут вновь приватизироваться в течение периода от двух до трех лет после выкупа государством.

Также мы обозначаем критерии субъектов хозяйственной деятельности, которые могут рассчитывать на переход в публичную собственность: количество работников, доля налоговых поступлений от организации в регио­нальный и местный бюджеты за последние 3—4 года, структурообразующий характер предприятия. Конкретные значения этих критериев будут устанавливаться законами субъектов РФ в зависимости от региональной специфики.

Решение о приобретении предприятия согласно законопроекту должно утверждаться высшим должностным лицом субъекта РФ или руководителем органа местного самоуправления. При этом выкуп акций предприятия государством может быть осуществлен только по решению соб­ственников, выраженному в явной форме. Законопроект не предусматривает возможность принудительного обращения имущества физических и юридических лиц в госсобственность.

Решение о приобретении выносится только на основании аудита предприятия, в ходе которого оценивается, подпадает ли оно под критерии закона, а также есть ли у него шансы на выведение на безубыточный уровень.

Помощь может быть оказана не только через «вхождение» государства в уставный капитал. Владельцы могут получить кредит по ставкам ниже рыночных под залог акций или имущественного комплекса под гарантии субъекта РФ. И самостоятельно пытаться вывести компании из кризиса. Но при этом должна быть зафиксирована цель предоставления средств — модернизация производства для перехода на изготовление конкурентоспособной продукции, ликвидация кассовых разрывов для недопущения банкротства и др.

Как лучше управлять «национализированными» объектами? Через областные или муниципальные государственные учреждения? Но занятые там работники не связаны обязательствами перед обществом и его институтами контроля. В подобной ситуации может оказаться эффективной форма частногосударственного партнерства. Пакеты акций могут предаваться на конкурсной основе профессиональным управляющим. В договоре о доверительном управлении необходимо указать цель, критерий ее достижения, а также контрольные точки, позволяющие оценить эффективность управления.

Для того чтобы закон «о национализации» смог работать, необходимо внести поправки в законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тем самым будут временно приостановлены положения, устанавливающие, что в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо для исполнения публичных функций. Еще надо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, чтобы предоставить возможность использования бюджетных средств субъекта Федерации для приобретения акций организаций в рамках мер по поддержке структурообразующих региональных предприятий.

Если закон будет принят Государственной Думой, руководители регионов и муниципальных образований получат механизм и своего рода рецепт, как действовать, если на подконтрольных им территориях изза экономических проблем остановится структурообразующее предприятие.