Граждане пассажиры подорожают

| статьи | печать

Законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам готовят в настоящее время Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России и Федеральная антимонопольная служба. Новый закон призван унифицировать подход к ответственности перевозчиков на всех видах транспорта.

В настоящий момент ответственность перевозчиков на железнодорожном транспорте регулируется устаревшей нормой 1991 г., ответственность авиаперевозчиков — нормой 2007 г., и подход к определению размера страховых сумм за вред, причиненный жизни человека, существенно отличается в зависимости от того, каким видом транспорта передвигался пострадавший. Наиболее высокие выплаты за ущерб жизни и здоровью пассажира предполагаются в авиастраховании: не менее 2,025 млн руб. за вред, причиненный жизни пассажира, до 2 млн руб. — за причинение вреда здоровью. При автомобильной аварии выплаты по этим ущербам составят на порядок меньше (160 тыс. руб.). Выплаты при аварии на железнодорожном транспорте еще ниже.

Такое положение дел не устраивает ни Минфин, ни Минтранс России. Тема унификации страхования ответственности перевозчиков неоднократно поднималась в предыдущие годы. Обсуждалось, делать этот вид страхования обязательным или вмененным, распространять защиту только на пассажиров или еще и на пострадавших третьих лиц, устанавливать ли единые страховые лимиты для всех видов транспорта, предусматривать ли поправочные коэффициенты по различным видам перевозок и пр. Минфин считает, что размеры страховых сумм по видам страхования гражданской ответственности безусловно следует увеличить, чтобы выплаты при наступлении страхового случая были адекватны расходам семьи, потерявшей кормильца.

По мнению заместителя главы Департамента финансовой политики Минфина России Веры Балакиревой, сегодня нормативы не соответствуют этой задаче. Недавнее исследование финансового ведомства по оценке среднестатистической стоимости жизни показало, что в настоящее время цена жизни для целей страхования в нашей стране занижена. Большинство оценочных методик Минфина России основывалось на определении стоимости жизни исходя из заработанных в течение жизни средств, а также тех трат, которые понес гражданин во время лечения, либо затрат, которые представители его семьи израсходовали на похороны и свое жизнеобеспечение после его смерти. Министерство также учитывало размеры расходов, осуществленных государством с момента рождения человека до его смерти, в частности на образование и воспитание ребенка, и результаты социологических опросов, когда россиян просили самих оценить стоимость своей жизни.

Как выяснилось, средняя стоимость жизни в России хотя и ниже, чем в США или Европе, но значительно превышает нынешние нормы для страхования ответственности железнодорожных перевозчиков и автоперевозчиков и даже нормы для авиаперевозчиков. В зависимости от возраста, образования, оценки уровня риска и прочих факторов она варьируется от 2 млн до 5 млн руб. Как считает В. Балакирева, результаты свидетельствуют о том, что для целей страхования можно использовать комбинированные методики, отражающие сразу несколько подходов: например, затратный подход и подход, связанный со средней статистической стоимостью жизни гражданина с учетом предстоящей продолжительности его жизни (Минфин исходил из 67 лет), подход, учитывающий дополнительные (косвенные) расходы каждой семьи исходя из социального положения и уровня ее доходов. Страховое законодательство необходимо совершенствовать, чтобы произошел переход к иному механизму осуществления страховых выплат по ущербу жизни и здоровью, расширить состав и размер затрат, которые будут подлежать оплате страховщиком по договору страхования, а также перечень лиц, имеющих право на страховые выплаты в случае смерти одного из членов семьи. Расчеты Минфина России по стоимости жизни потенциальных пассажиров будут учтены при разработке законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, который соответствующие ведомства предполагают внести на рассмотрение в Госдуму в декабре этого года.

К СВЕДЕНИЮ

Родственники погибших при крушении в сентябре 2008 г. в Перми самолета Boeing 737500 обратились в генеральную прокуратуру с требованием разобраться в обстоятельствах сделки, в результате которой самолет был предоставлен в лизинг компании «АэрофлотНорд». Родственники считают, что причиной катастрофы послужили действия сотрудников авиакомпании, взявших в лизинг лайнер с исчерпанным ресурсом (борт ранее эксплуатировался в Китае сразу тремя авиакомпаниями «в условиях повышенного износа», говорится в заявлении) и застраховавших его на крупную сумму с целью получения «выгоды, во много раз превышающей потери в случае гибели самолета».