НК РФ в интерпретации чиновников

| статьи | печать

Открыла практическую часть конференции начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно­тарифной политики Минфина России Валентина Буланцева. Она рассказала, что в настоящее время финансовое ведомство занято разработкой нескольких законопроектов с поправками в главу 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Ко второму чтению в Госдуме готовится большой законопроект, который коснется финансовых сделок. В частности, подготовлена новая редакция ст. 282 «Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами». Решается вопрос, нужно ли в 25ю главу включать новое определение срочных сделок, приведенное в законе о рынке ценных бумаг, или оставить старое. На таких поправках настаивает ФСФР России. Минфин России считает, что организация должна иметь право сама определять, какую сделку она заключает (срочную или купли­продажи с отсрочкой платежа), что следует из действующего определения.

Еще один проект, который готовит Минфин России, связан с признанием расходов на строительство инфраструктуры (всевозможные обременения по строительству дорог, школ и пр.). Такие обременения законны, только если идет комплексная застройка.

Министерство разрабатывает и поправки, которые коснутся торговых организаций. Будут решены вопросы о признании всевозможных убытков (потерь при хранении и транспортировке, в торговом зале, в результате порчи товаров). Планируется прописать перечень документов, необходимых для признания таких убытков.

НДС и авансы

С 2009 г. налогоплательщики получили право принимать к вычету суммы НДС по оплате, частичной оплате в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). О некоторых моментах применения этого нововведения участникам конференции рассказала Елена Вихляева, специалист отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно­тарифной политики Минфина России. В частности, она напомнила собравшимся, что недавно Правительство РФ внесло изменения в свое постановление от 02.12.2000 № 914, которым утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетовфактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС. Поправки, нашедшие отражение в постановлении, должны применяться с 1 января 2009 г. Поэтому налогоплательщикам, которые с начала года заполняли книги покупок и книги продаж иначе, Е. Вихляевапосоветовала внести соответствующие изменения.

Как отметила Е. Вихляева, одним из условий принятия покупателем к вычету сумм НДС по авансовым платежам является обязательное указание в договоре условий о перечислении авансовых платежей. Если в договоре такого условия нет, а предоплата осуществляется, покупатель не имеет права применять налоговый вычет.

Размер налогового вычета будет зависеть от суммы аванса, указанной в договоре. Если сумма четко не регламентирована, покупатель может принять к вычету полную сумму аванса, указанную в счете­фактуре. При указании в договоре фиксированной суммы авансового платежа (например, 50%) принять к вычету можно только ее, даже если предоплата будет перечислена в большем размере.

Отвечая на вопрос участников конференции о возможности принимать к вычету суммы НДС по авансам, перечисленным на основании счета, Е. Вихляева сообщила, что согласно последним разъяснениям ведомства принимать к вычету такие суммы нельзя (письмо Минфина России от 06.03.2009 № 030715/39). Однако сейчас Минфин России проводит консультации по данному вопросу. Учитывая нормы Гражданского кодекса, на основании которых оферта, содержащая все существенные условия договора (ст. 432 ГК РФ), приравнивается к договору, ведомство склонно разрешить принимать к вычету такие суммы налога.

Представитель Минфина также указала, что принимать к вычету суммы НДС, в том числе и по авансовым платежам, — право налогоплательщика, а не обязанность. Налоговое законодательство не содержит жестких ограничений в отношении вычетов по НДС. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, по каким счетамфактурам ему принимать к вычету суммы НДС, а по каким — нет, даже в рамках одного договора. При этом правом на налоговый вычет можно воспользоваться только в том налоговом периоде, в котором оно возникает.

Позиция Минфина России о моменте принятия к вычету сумм НДС приведена в письме от 30.04.2009 № 030708/105. Так, право на вычет по товарам, работам, услугам, в том числе по авансовым платежам, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором соблюдены условия, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ. А именно приобретаемые товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС и приняты на учет, а у налогоплательщика имеются счета­фактуры, платежные документы (если они нужны) и необходимые первичные документы.

Комментируя этот документ, Е. Вихляева отметила, что право на вычет возникает в том налоговом периоде, в котором выполнено последнее из перечисленных условий. Например, счетфактура получен позже срока его выставления. В этом случае принять к вычету суммы налога по данному счету­фактуре налогоплательщик может в том налоговом периоде, в котором его получит. Конечно, если у налогоплательщика есть подтверждение, что счетфактура получен в более позднем периоде.

Пояснила лектор и вывод Минфина России, что в соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ правом на вычет налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода (то есть в котором сумма налоговых вычетов превысила исчисленную сумму налога). Данный вывод распространяется, в частности, на случаи пропуска права на вычет в результате отсутствия счетовфактур. Если налогоплательщик в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором сумма налоговых вычетов превысила исчисленную сумму налога, получит счетфактуру, он вправе принять к вычету суммы НДС по нему.

Специалист Минфина России прокомментировала еще один волнующий налогоплательщиков вопрос: можно ли принимать к вычету суммы налога в налоговом периоде, в котором не было операций, облагаемых НДС? Есть арбитражная практика, которая позволяет принимать к вычету НДС в данном случае. Однако Минфин России и ФНС России придерживаются позиции, что, если в налоговом периоде вообще нет налоговой базы по НДС, налогоплательщик не может воспользоваться правом на вычет. Аргументируя свою позицию, ведомства также ссылаются на ст. 166 НК РФ, где указано, что налоговые вычеты уменьшают общую сумму налога, исчисленную по операциям, подлежащим налогообложению.

Представитель Минфина России посоветовала налогоплательщикам не регистрировать счета­фактуры в книге покупок и не отражать вычеты в декларации, если в налоговом периоде не было операций, облагаемых НДС. Воспользоваться правом на налоговый вычет они смогут в том налоговом периоде, в котором будут операции, облагаемые НДС, а значит, и налоговая база.

НДФЛ и налоговые агенты

О том, как правильно понимать некоторые нормы главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, на конференции рассказал Кирилл Котов, советник Управления налогообложения Федеральной налоговой службы.

Прежде всего К. Котов призвал налоговых агентов не возлагать на себя функции налогоплательщиков. В частности, он напомнил,
что при получении работником в налоговом периоде статуса налогового резидента налоговые агенты могут пересчитывать налог по ставке 13% за предыдущие месяцы этого года, в течение которых доходы работника облагались по ставке 30%, только по заявлению налогоплательщика. Если работник не пишет такого заявления, налоговый агент не обязан ему возвращать сумму переплаты, которая образовалась изза разницы в ставках.

Налоговый агент не должен пересчитывать налог, если работник, имеющий статус налогового резидента, увольняется в первой половине года и уезжает за границу. Как подчеркнул советник ФНС России, налоговый агент не может знать, вернется ли работник в Россию.

В пункте 2 ст. 207 НК РФ сказано, что период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы России для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. По словам специалиста ФНС России, если лечение или обучение — личная инициатива работника и он осуществляет его за свой счет, документами, подтверждающими факт лечения (обучения), могут служить специальные лечебные (учебные) визы в конкретные страны, а также договор или платежные документы на обучение (лечение). Никаких ограничений по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане РФ могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), в ст. 207 Налогового кодекса не установлено.

Говоря об объекте налогообложения, представитель налоговой службы обратил внимание налоговых агентов на гражданскоправовые договоры. В соответствии с Гражданским кодексом РФ цена гражданскоправового договора включает в себя вознаграждение и компенсацию издержек. Объектом обложения НДФЛ в данном случае будет именно вознаграждение. Допустим, организация на основании такого договора пригласила к себе работника из другого региона и оплатила ему затраты на проживание и транспорт. Тогда сумма затрат на транспорт и проживание является компенсацией издержек и НДФЛ не облагается.

Весьма спорные формулировки содержатся в ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению» НК РФ. В качестве примера специалист ФНС России привел п. 8 названной статьи.
В соответствии с этой нормой от НДФЛ освобождается единовременная помощь, которую работодатель оказывает работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) детей — не более
50 тыс. руб. на каждого ребенка (норма действует с 2008 г.). При принятии данной льготы законодатели не установили других ограничений. Таким образом, ежегодно независимо от даты рождения ребенка работодатель может выплатить работнику 50 тыс. руб. без налога. Письмо ФНС России от 24.06.2008 № 3503/185 разослало в территориальные инспекции.

Много вопросов вызывает у налогоплательщиков новая редакция ст. 218 «Стандартные налоговые вычеты» НК РФ. Законодатели разрешили налогоплательщику отказаться от вычета в пользу другого родителя, но не прописали механизм отказа. В качестве варианта ФНС России предлагает бухгалтерам налоговых агентов, предоставляющих вычет в двойном размере, приглашать родителей, отказывающихся от вычета, и при предъявлении паспорта и свидетельства о рождении ребенка подписывать заявление об отказе (письмо ФНС России от 11.03.2009 № 3504/255). Минфин России выпустил несколько писем о том, что отказаться от стандартного вычета имеет право только тот родитель, который имеет на него право. Однако в начале налогового периода, когда следует отказываться от вычета, невозможно определить, будет ли право у налогоплательщика на вычет.

Специалист ФНС России также рассказал, какие санкции ждут налоговых агентов за неперечисление НДФЛ за своих работников. Штрафов за неуплату налогов за своих работников для налоговых агентов не предусмотрено. Пени за просрочку перечисления начисляются налоговому агенту только до 15 июля следующего года. Далее обязанность уплатить налог лежит на работнике­налогоплательщике.

Проблемы могут возникнуть, если налоговый агент удержал налог, но не перечислил. Как отметил Минфин России в письме от 13.10.2008 № 030207/2177, не является налоговым правонарушением неперечисление НДФЛ, если налоговый агент перечислит налог при обнаружении этого факта в ходе налоговой проверке. Но уголовной ответственности за хищение избежать не удастся (постановление Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64).