Законодательный портфель («Ваш партнер-консультант», № 14, 2009 г.)

| статьи | печать

Определять единственного поставщика госзаказов будет правительство

 

Госдума в третьем чтении одобрила законопроект, расширяющий полномочия Правительства РФ в области регулирования поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государ­ственных и муниципальных нужд.

Законопроект вносит изменения в ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Сейчас определять единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд вправе своим указом (распоряжением) только Президент РФ. Законопроектом предусмотрено предоставить такое право в том числе Правительству РФ. Поставщик будет определяться распоряжением Правительства РФ в случаях, установленных решениями (поручениями) Президента РФ.

Кроме того, указанный закон предлагается дополнить нормой, направленной на регулирование размещения заказа у единственного поставщика при обеспечении выездных мероприятий Президента РФ. Пока данный вопрос урегулирован только в отношении Федерального Собрания и Правительства РФ.

(Проект № 177784-5)

 

Затраты по страхованию убытков от простоя – в расходы

 

К первому чтению подготовлен законопроект о внесении дополнения в ст. 263 НК РФ в части включения затрат по добровольному страхованию от отдельных видов убытков в прочие расходы при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

На производстве все чаще помимо страхования имущества применяют страхование убытков, возникающих из-за перерыва в производственно-хозяйственной деятельности. Ведь серьезная авария способна вывести оборудование из строя не на один месяц. Это, в свою очередь, может повлечь за собой простой в работе и снижение производственных оборотов. Как следствие, предприятие теряет часть прибыли.

Законопроект предлагает дополнить п. 3 ст. 263 НК РФ нормой, которая позволила бы учитывать в расходах фактические затраты, связанные с добровольным страхованием убытков из-за полного или частичного приостановления (перерыва) производственно-хозяйственной деятельности, вызванного утратой или повреждением застрахованного имущества.

Напомним, что в настоящее время к расходам относятся затраты на добровольное страхование непосредственно имущества производственного назначения (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Принятие данного законопроекта позволит предприятию полностью покрыть убытки, связанные с возможностью полного (частичного) простоя из-за выхода оборудования из строя.

(Проект № 392350-4)

 

Уточняются вопросы ведения Реестра саморегулируемых организаций

 

Законопроект, уточняющий вопросы установления органа государственной власти, осуществляющей ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовлен к принятию в третьем чтении.

Согласно законопроекту изменения вносятся в часть 1 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Сейчас ведение Реестра – прерогатива уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, если для таких целей не определен специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

До мая 2008 г. вопросы ведения реестров саморегулируемых организаций, в частности арбитражных управляющих и оценщиков, находились в ведении Росрегистрации. После мая 2008 г. за данным органом осталась только функция регистрации некоммерческих организаций.

Правительство РФ до сих пор не определило формальные критерии, позволяющие установить уполномоченный орган для ведения Реестра. Поэтому прямое указание в названном законе на наименование конкретного органа в этой части нецелесообразно.

Таким образом, законопроект предлагает наименование конкретного органа, ответственного за ведение Реестра, заменить Правительством РФ, наделенным функцией распределять нагрузку между федеральными органами исполнительной власти. Тогда возможные функциональные изменения конкретного органа в будущем не потребуют вносить дополнительные изменения в названный закон.

(Проект № 156846-5)

 

В России совершенствуется библиотечное дело

 

Госдума подготовила ко второму чтению законопроект, направленный на совершен­ствование и развитие деятельности библиотек в Российской Федерации.

Он вносит поправки в Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», направленные на совершенствование законодательства в сфере библиотечного дела с целью сохранения культурного наследия РФ.

Так, предлагается ввести в понятийный аппарат данного закона такие определения, как «библиотечный фонд», «национальный библиотечный фонд» и «книжные памятники».

Под книжными памятниками предлагается понимать рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования.

Книжные памятники должны подразделяться на единичные книжные памятники и книжные памятники – коллекции, являющиеся совокупностью документов, приобретающих свойства книжного памятника, только соединенные вместе в силу характера своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.

Введение данного понятия направлено на то, чтобы привести положения упомянутого закона в соответствие с нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»

По мнению авторов законопроекта, библиотеки, в фондах которых имеются книжные памятники, должны обеспечивать их сохранность и отвечать за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников. Для этого предлагается вести соответствующий реестр книжных памятников, порядок ведения которого должен быть определен федеральным органом, уполномоченным Правительством РФ.

В свою очередь, граждане, в частной собственности которых находятся книжные памятники, могут рассчитывать на поддержку государства для обеспечения сохранности при условии, что такие памятники зарегистрированы в реестре.

Уточняются формулировки, касающиеся библиотечных фондов. Так, под библиотечным фондом предлагается понимать совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.

Национальный библиотечный фонд должен представлять собой часть библиотечного фонда, имеющую особое историческое, научное, культурное значение, предназначенную для постоянного хранения и общественного использования и являющуюся культурным достоянием народов Российской Федерации.

Что касается формирования национального библиотечного фонда, он должен комплектоваться на основе системы обязательного экземпляра документов и книжных памятников.

Предлагаемые изменения призваны расширить доступ граждан, проживающих в отдаленных поселениях, к национальному книжному достоянию РФ.

(Проект № 450002-4)

 

Компенсацию за оплату детсадов освободят от НДФЛ

 

К третьему чтению подготовлен законопроект об освобождении средств, выплачиваемых в качестве компенсации части родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях.

С 1 января 2007 г. за счет средств федерального бюджета компенсируется часть родительской платы за содержание детей в детских садах. Порядок предоставления компенсаций в 2008–2010 гг. урегулирован постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 973 «О порядке и условиях предоставления в 2008–2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Согласно этому документу размер компенсации составляет определенный процент от родительской платы:

– 20% на первого ребенка;

– 50% на второго ребенка;

– 70% на третьего ребенка.

Например, в Москве размер компенсации на одного ребенка в зависимости от вида дошкольного учреждения колеблется от 154 до 242 руб.

Казалось бы, такие небольшие суммы стали предметом спора: облагать или не облагать полученную компенсацию НДФЛ?

Чиновники из Минфина России дважды меняли свою позицию по данному вопросу. Сначала они подготовили письмо от 13.06.2007 № 03-04-06-01/181, в котором указали на необходимость начислять НДФЛ на сумму компенсации, а письмом от 27.11.2007 № 03-04-06-01/416 отозвали предыдущее письмо, аргументировав это повышением социальной значимости подобного мероприятия, а также тем, что НДФЛ на указанную сумму не должен начисляться.

Поставить точку в данном споре решил законодатель. Сумма компенсации за содержание детей в детских садах освобождается от обложения НДФЛ. В статью 217 НК РФ должны быть внесены изменения, подтверждающие, что указанная сумма является элементом социальной поддержки семьи со стороны государства. Нормы законопроекта предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

(Проект № 47863-5)