1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1737

Когда деньги из бюджета – доход для коммерческой фирмы

Нередко компании получают средства из местных или региональных бюджетов, например, в форме финансовой помощи. Можно ли квалифицировать подобную помощь как целевое финансирование или целевые поступления, не учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций? Или такие вливания нужно принимать во внимание при определении налогооблагаемой базы? Попробуем разобраться.

 

СИТУАЦИЯ

Коммерческая организация предполагает получение финансовой поддержки в рамках Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2009 г. Деньги выделяются на приобретение оборудования.

Нужно ли включать сумму финансовой помощи в налоговую базу:

– по налогу на прибыль (как облагаемый доход) при условии использования строго по назначению, ведения отдельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений;

– по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы)?

 

ЕСЛИ КОМПАНИЯ ПЛАТИТ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 Налогового кодекса РФ. В частности, налогом на прибыль не облагаются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования и целевых поступлений.

Разберемся, соответствуют ли средства, полученные коммерческой компанией из бюджета в рамках реализации региональной программы по поддержке малого и среднего бизнеса, какому-нибудь из перечисленных видов доходов.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. В этом подпункте приведен перечень доходов, которые могут быть отнесены к целевому финансированию. Это гранты, инвестиции, средства из бюджета, полученные управляющими компаниями и ЖСК на капремонт многоквартирных домов, бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям, субсидии автономным учреждениям и т.д. Отметим, что данный перечень является закрытым.

Денежные средства, полученные коммерческой организацией из бюджета в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, не соответствуют ни одному из пунктов списка.

В пункте 2 ст. 251 НК РФ говорится, что налогом на прибыль не облагаются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Ими признаются «целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению». К сожалению, формулировка этой нормы не отличается конкретностью.

Минфин России в письме от 23.05.2008 № 03-03-06/4/33 дает разъяснения о применении п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Суть официальной позиции заключается в том, что кроме поступлений некоммерческим организациям на содержание и ведение уставной деятельности целевыми поступлениями следует считать денежные средства из бюджета, полученные налогоплательщиками, относящимися к определенной категории, а именно к получателям бюджетных средств.

Финансисты указали, что понятие получателя бюджетных средств содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Как видим, коммерческая организация не подпадает под приведенное определение.

В том же письме отмечено, что доходы, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), надо учитывать в целях налогообложения прибыли организаций.

Следовательно, в ситуации, которую приводит наш читатель, коммерческая организация, получившая денежные средства из бюджета, должна учитывать их при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

 

ЕСЛИ КОМПАНИЯ ПРИМЕНЯЕТ УСН

Теперь о том, включаются ли в рассматриваемой ситуации средства, полученные из бюджета, в доходы при применении УСН. Порядок определения доходов «упрощенца» установлен в ст. 346.15 НК РФ. При расчете единого налога компания на УСН имеет право не признавать:

– доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;

– доходы, облагаемые налогом на прибыль организаций по ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ (дивиденды и операции с отдельными видами долговых обязательств).

Итак, мы выяснили, что к доходам, указанным в ст. 251 НК РФ, денежные средства, которые вы предполагаете получить, не относятся. К другим доходам, которые «упрощенец» может не учитывать при расчете единого налога, они тоже не имеют отношения. Значит, налогоплательщик, применящий УСН, обязан включать рассматриваемые доходы (в виде финансовой поддержки) в налоговую базу при исчислении единого налога, взимаемого в связи с применением УСН.

 

НАША СПРАВКА

До 1 января 2008 г. у коммерческой организации при соблюдении определенных условий была возможность не учитывать средства, поступившие из бюджета.

Во-первых, п. 2 ст. 251 НК РФ был сформулирован по-другому. В нем говорилось, что к целевым поступлениям относятся «целевые поступления бюджетополучателям». Во-вторых, Бюджетный кодекс РФ вкладывал другой смысл в понятие «получатель бюджетных средств». Исходя из ст. 162 БК РФ в редакции, действовавшей до 2008 г., таковыми считались бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств согласно бюджетной росписи на соответствующий год.