Не будем прятаться за кризис

Рассматривать сокращение затрат на персонал в качестве антикризисной стратегии сомнительно
| статьи | печать
Не будем прятаться за кризис

Сокращение затрат на персонал используется большинством предприятий как преимущественная стратегия борьбы с кризисом. И реализуется просто, и результат сказывается быстро и заметно – уменьшение фонда оплаты труда. Однако и в этой стратегии имеются свои варианты.

 

Увольнение сотрудников

Сокращение сотрудников – наиболее популярный и эффективный способ снижения затрат у руководства компаний. Об этом говорят цифры растущей безработицы. Однако для одних компаний увольнение сотрудников – вынужденная мера, для других – повод избавиться от неугодных работников в условиях кризиса, для третьих – возможность пересмотреть стиль управления.

По данным исследования компании Profi Online Research, в котором приняли участие 5200 офисных работников, а также руководителей и владельцев компаний из 13 крупнейших городов страны, распространенным методом снижения затрат признано также сокращение соцпакета (бесплатные обеды, проезд, пособие по болезни, оплачиваемый отпуск, премии, бонусы и др.) (диаграмма 1).

Менее популярны, по мнению и работников, и работодателей, сокращение рабочей недели и неоплачиваемый отпуск.

15% работодателей заняли выжидательную позицию и никаких мер к своим сотрудникам пока не предпринимают.

Принять решение об увольнении того или иного работника бывает сложно. Подчас руководители компаний обращаются за советом к сотрудникам, кого бы сократить. Типовые ответы, которые в большей степени характеризуют ситуацию в компании и проблемы в управлении, оценили эксперты и психологи. Так, рекомендация уволить бездельников и непрофессионалов, с одной стороны, правильна, а с другой – свидетельствует о конфронтации в коллективе. Сегодня наиболее актуален стиль управления, при котором на первое место ставится умение управлять отношениями.

Указание на конкретного сотрудника также свидетельствует о проблемах в компании. Если коллектив сплоченный, то такой ответ на вопрос руководителя маловероятен.

Ответ: «Никого. У нас и так оптимальная численность и хорошие показатели» – не соответствует реалиям. Кризис показал: везде и всегда есть возможность что-то оптимизировать и улучшить показатели.

 

Снижение зарплат

Безудержный рост заработных плат, наблюдавшийся на рынке труда в докризисный период, сегодня приостановлен. Около половины компаний, по данным исследования Profi Online Research, оставили своим сотрудникам прежние зарплаты. Примерно пятая часть компаний (20 и 18%) снизила их на 10 и 20% соответственно. В том, что урезали зарплату на треть, сознались только 5% работодателей.

Аналитики холдинга «Империя кадров» отмечают, что падение зарплат в рублевом выражении составило 10–40%. Больше всего пострадал средний менеджмент: его зарплата сократилась на 20–30%. «Синие воротнички» потеряли в среднем от 10 до 20%.

Зарплаты экономистов, финансовых директоров, финансовых аналитиков и бухгалтеров по сравнению с прошлым годом уменьшились по стране от 15 до 33%.

Вследствие снижения потребительского спроса до 40% сократились доходы в розничной торговле.

По данным кадрового агентства Kelly Services, 37,5% российских компаний намерены из-за финансового кризиса отказаться от премий или сократить их. Полностью от годовых премий отказались банки. Не выплачивать бонусы решили четверть производителей электроники, половина транспортных компаний и почти треть производителей продуктов питания.

 

Программы удержание

Между тем имеются компании, которые стремятся не только сохранить, но и повысить зарплату отдельным работникам, как правило, хорошим специалистам, владеющим ключевыми компетенциями, выступающим генераторами новых идей.

Интересный факт обнаружила компания PricewaterhouseCoopers: вершин карьерной лестницы стали чаще достигать женщины. Так, среди назначенных на посты руководителей в этом году оказалось 40% женщин, что на 10% больше по сравнению с прошедшим. При этом, хотя зарплата женщин в среднем на 20% ниже, чем у коллег мужчин, им чаще предлагают зарплатные программы с бонусами, опционами и акциями.

Увеличилась на 15% и составила в начале года 44% доля компаний, в которых практикуются ежемесячные выплаты уходящим в декрет сотрудницам сверх норм Трудового кодекса. В компаниях предусмотрены и льготы для сотрудниц с детьми: гибкий график, укороченная рабочая неделя, оплата услуг няни или корпоративный детский сад.

Однако сохранять или даже отчасти повышать зарплаты каким-либо сотрудникам получается лишь за счет увольнений других.

В качестве меры удержания сотрудников с целью сохранения своего бизнеса владельцы компаний малого и среднего бизнеса охотнее, чем прежде, берут в долю менеджеров. Кафе и рестораны, салоны красоты и парикмахерские, фитнес-клубы и т.д. сумели за счет этого сократить свои издержки. Но повысить эффективность бизнеса из-за нестабильности экономики пока не удается.

 

Поиск нового персонала

Большая часть компаний не намерена заниматься подбором нового персонала (диаграмма 2). Тем не менее некоторые руководители и владельцы компаний рассчитывают, что кризис поможет им найти квалифицированных сотрудников за меньшие по сравнению с прошлым периодом деньги. Одних уволить, других нанять. Но найти новый персонал, несмотря на рост безработицы, по-прежнему сложно. Качество трудовых ресурсов ухудшилось (см. график). По мнению экспертов, узкопрофильных кандидатов, больше не стало.

Наибольшее количество качественных соискателей сейчас в инженерно-промышленном секторе, где из-за отсутствия значительных инвестиций прошли массовые увольнения.

Достаточно качественных кандидатов в финансовом секторе, которого сокращения коснулись в первую очередь. Меньше их в сфере информационных технологий, где, несмотря на уменьшение ИТ-бюджетов, они востребованы.

Низкое качество персонала отмечается в ритейле. Многие считают, что там можно работать с начального уровня и без всякого опыта.

Работодатель по-прежнему выбирает работающего, а не сокращенного специалиста. А «стабильные» сотрудники не намерены сейчас рисковать и менять работу. Поэтому дефицит на кадровом рынке остается.

Руководители компаний отдают предпочтение более опытным специалистам, нежели студентам и выпускникам вузов. Оплачивать их обучение и удовлетворять амбициозные запросы высоких зарплат компании не в состоянии. Поэтому популярной становится временная работа, на которую охотно принимают молодежь, но за меньшую по сравнению с прошлым периодом зарплату.

По данным кадрового агентства «Юнити», сегодня верхняя граница возрастного ценза отодвинулась с 40–45 лет до 50–55. В кризис проще и дешевле найти работника на стабилизирующемся рынке труда, чем растить своего, тем более что опытные сотрудники полезнее для выживания компании в трудные времена, чем молодежь, пусть и талантливая.

 

Спрос и предложения

Вопрос удержания персонала и поиск новых сотрудников решается в основном их готовностью к снижению зарплат. Работодатели для открывшихся вакансий предлагают сегодня зарплаты на 15, 20, 30 и даже 50% меньше докризисных.

По данным исследования компании HeadHunter, 23,1% соискателей согласны на меньшую зарплату, 29% категорически не согласны, 47,9% заняли выжидательную позицию.

Большинство респондентов, которых уже устраивает снижение зарплаты или которые не исключают такой возможности по мере усиления кризиса, готовы «уступить» менее 10% от текущего заработка.

36% ответивших удовлетворяет потеря от 10 до 20% оклада. Около 10% респондентов могут поступиться от 20 до 30% заработка, и лишь 2,5% рассмотрят любые предложения ради того, чтобы трудоустроиться.

Таблица

В какой мере вы готовы к уменьшению зарплаты ради получения или сохранения работы? (%)

Ответ

Приволжский ФО

Южный ФО

Сибирский ФО

Москва

Санкт-Петербург

Нет ответа

0

2,50

0

1,21

0,96

Менее 10%

38,94

46,88

42,54

47,56

46,50

На 10–20%

40,59

34,38

41,04

35,83

36,15

На 20–30%

14,52

10,62

10,45

9,82

11,15

На 30–40%

1,32

1,25

4,48

1,83

1,27

На 40–50%

0,99

2,50

0

1,30

1,27

Рассмотрю любые предложения, лишь бы работать

3,63

1,88

1,49

2,44

2,71

ИСТОЧНИК: HEADHUNTER

Картина в регионах, Москве и Санкт-Петербурге примерно одинакова (см. таблицу). Петербуржцы чуть в большей степени готовы к снижению своих притязаний по зарплате ради сохранения текущей или поиска новой работы. Жители регионов в целом более уступчивы по сравнению с жителями Москвы и Санкт-Петербурга. К тому же многие из работающих россиян собираются сменить профессию или повысить квалификацию за свой счет, что положительно скажется на качестве рынка труда.

Несомненно, используя кризис и ситуацию на кадровом рынке, компании с меньшими проблемами для себя могут увольнять или менять персонал. Хотя эта мера и поможет сократить затраты, рассматривать ее в качестве стратегической сомнительно. Ее эффект краткосрочен.

Все другие меры не только сокращения затрат, но и повышения эффективности деятельности требуют и большого опыта стратегических решений, и серьезных финансовых расчетов. Большинство владельцев бизнеса и руководителей компаний к этому не готовы. Поэтому и прячутся, по словам Дмитрия Медведева, за кризис, глядят по сторонам, что делают другие, и действуют как все.

Сегодня, по мнению аналитиков, необходимо пересмотреть стратегии развития и бюджеты, поставить новые задачи, разработать методы их решения в условиях изменившегося рынка. Использование кризисного опыта 90-х гг. и поиск современных управленческих инноваций помогут обрести почву под ногами.