1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Банкиры просят право на выпуск ценных бумаг

Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков внес в Госдуму проект закона о секьюритизации. Банкиры предлагают процедуру выпуска разного рода ценных бумаг, в том числе облигаций, в которые можно будет конвертировать кредиты.

 

От имени банковского сообщества А. Аксаков внес в Думу целый пакет законопроектов. Это проекты законов «О секьюритизации», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О секьюритизации“», «О внесении изменений в Федеральный закон „Об ипотечных ценных бумагах“», «Об учете залогов автомототранспортных средств».

По словам А. Аксакова, проект закона «О секьюритизации» направлен на расширение банковского кредитования малого бизнеса, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей. Одним из основных ограничителей увеличения объемов инвестиционного кредитования малого бизнеса с точки зрения банковского сектора являются ограниченные возможности рефинансирования, что подталкивает национальный рынок к развитию законодательства и практики секьюритизации. Законопроект призван усовершенствовать правовое регулирование локальных сделок секьюритизации финансовых активов и прежде всего портфелей кредитов малому и среднему бизнесу. Это позволит повысить доступность кредита и снизить его стоимость.

Второе направление пакета А. Аксакова касается модернизации работы с ипотечными займами. Здесь тоже предлагается позволить превращать выданные кредиты в ценные бумаги, за счет чего, утверждают банкиры, банки получат средства для выдачи новых ипотечных кредитов.

Ассоциация региональных банков призывает государство ввести гарантию Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) по ипотечным облигациям. Это позволит Центробанку выдавать банкам кредиты под ломбардный залог.

Предлагается создание единого учета автомототранспорта, находящегося в залоге у банков. Сегодня, говорят авторы проектов, учитывая риск мошенничества в этой сфере, когда, взяв автокредит, собственник авто перепродает машину, банки закладывают лишние два пункта в процентную ставку. Единый учет транспорта, находящегося в залоге, решает проблему: автокредит станет дешевле. А если дать банкам возможность превращения автокредитов в ценные бумаги путем выпуска тех же облигаций, то поддержка российского автопрома, по мнению банкиров, будет гораздо эффективнее, чем прямое субсидирование ставки по автокредитам.

Банкиры ссылаются на опыт США и Европы. Но это опыт вчерашнего дня. Как регуляторы в Штатах и Европе решат действовать после кризиса, еще никто не знает.

Очевидно, что в условиях кризиса наивно рассчитывать на прибыльный рыночный оборот разного рода производных бумаг или облигаций, выпущенных под кредиты. Скорее расчет делается на то, что вскоре после принятия законов появится одно-два централизованных агентства, призванных разбираться с новыми бумагами и обеспечивать их сбыт. Аккумулируя бумаги, агентства смогут обращаться к правительству с просьбой посодействовать в реализации тех же облигаций. Это не будет ничего стоить бюджету (иначе, пугает А. Аксаков, долги по той же ипотеке скоро станут государственной проблемой).

Схожий опыт в России уже был, когда власть навязывала покупку ГКО компаниям.

Эксперты пока не дают прогнозов, поддержат ли правительство и депутаты банкирские новации.

Вообще обеспечение рефинансирования банков путем секьюритизации, то есть выпуска обеспеченных облигаций, проходит в предложениях банкиров, что называется, красной нитью. По мнению экспертов ассоциации, задачи поддержки рынка ипотеки, автокредитования, кредитования малого бизнеса необходимо решать с использованием единого подхода, который сегодня успешно апробирован в Европе и США. Предлагаемый ассоциацией закон «О секьюритизации» позволит повысить доступность кредита и снизить его стоимость. В Ассоциации региональных банков считают, что такие меры обеспечат внутренний спрос и создадут условия для появления точек роста российской экономики.

 

Сумма:
%