1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Хватит «кабы», всех — в хабы!

Российская гражданская авиация стоит на пороге серьезных структурных преобразований. На повестке дня — создание национальной управляющей компании. В ближайшее время произойдет слияние мелких авиакомпаний и из 180 существующих авиаперевозчиков останется не больше 15. Об этом рассказал глава  Росавиации Александр Юрчик.

 

В результате реформирования в России появится 7—8 крупных узловых аэропортов-хабов и сеть местных воздушных линий.

В качестве основного варианта создания национальной аэропортовой компании рассматривается учреждение нового акционерного общества со 100%-ным участием государства на базе международного комплекса «Шереметьево». В нем будут объединены госпакеты акций около 40 российских аэропортов. В этом случае региональные аэропорты получат солидный опыт по организации работы с авиакомпаниями и возможность повысить уровень своего менеджмента.

Другим мотивом образования новой организационной структуры является то, что Россия не должна отставать от глобальных экономических тенденций. А в мировом аэропортовом хозяйстве полным ходом идет консолидация. В качестве примера можно привести французский аэропортовый холдинг, который не только работает с местными аэропортами, но и управляет еще 60 хабами в разных странах мира. Недавно он провел успешное IPO своих акций, что является логическим завершением работы любой эффективной управляющей компании.

На основании выбранной цели (проведение IPO) и исходя из международного опыта и будет формироваться Национальная управляющая аэропортовая компания. Кроме того, как надеются в Рос-
авиации, консолидация аэропортового хозяйства в одних руках позволит избежать недобросовестной конкуренции и конфликтов, подобных тому, который разгорелся между авиакомпанией «Сибирь» и волгоградским аэропортом. Последний попросту отказался сотрудничать с крупнейшим авиаперевозчиком исходя из собственных (достаточно узких) коммерческих интересов.

Текущей же стратегией развития новой управляющей компании станет рост капитализации, а соответственно в ее задачи будет входить и прирост активов (в том числе и зарубежных). Так что, возможно, уже в ближайшее время на мировом рынке появится заметный игрок.

Сохранится ли в будущем контрольный пакет акций за государством, покажет время. В настоящий момент статус национальной компании № 1 это предполагает.

В рамках второго направления реформирования ожидается, что слияние авиакомпаний произойдет в течение ближайшего года и уже к 2008 году в стране останется три — пять крупных объединений, работающих на международных линиях, и десять межрегиональных перевозчиков. Это, по мнению реформаторов, позволит легче справляться с глобальной конкуренцией. «Нужно понимать, что иностранные компании наши самолеты покупать не будут. Только сохранив отечественных перевозчиков, мы дадим возможность для развития национального авиапрома», — сказал А. Юрчик. Консолидацию российских авиакомпаний он объяснил предельно просто: «Местечковые интересы ведут к местечковым перевозкам. Будущее — за крупными компаниями.