1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Почем земля под бизнесом?

Почем земля под бизнесом?

В ближайшее время начнется новый раунд рассмотрения законопроекта об условиях выкупа земельных участков под предприятиями. Вопрос для предпринимательского сообщества острейший. Какие предложения вносит Минэкономразвития на рассмотрение Правительства в этот раз?

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды либо приобрести их в собственность по своему желанию до 01.01.2008.

Необходимо отметить, что с момента вступления в силу в 2001 г. этого Закона и установленного им порядка определения цены на землю по сегодняшний день общее число переоформленных прав, по экспертным оценкам, составляет менее 25%. Таким образом, в оставшийся период право постоянного (бессрочного) пользования должно быть переоформлено более чем на 75% земельных участков.

Одна из основных причин, по которым их выкуп осуществляется низкими темпами, — это высокий уровень цен. Большинству предприятий, для того чтобы приватизировать землю по установленным ценам, нужно израсходовать порядка 20—40% чистой прибыли. Изъятие таких сумм  может повлечь повышение тарифов и в целом отрицательно сказаться на экономике страны.

Поэтому для выработки методики, учитывающей баланс интересов государства, местного самоуправления и приобретателей земельных участков, принималось во внимание только то, что значительное снижение стоимости выкупа может дать желаемые результаты.

Принципы, заложенные в законопроекте, направлены на установление предельных уровней выкупных цен, арендной платы и условий выкупа земли, которые позволят юридическим лицам переоформить права на землю на более льготных условиях, чем действующие. А также они учитывают допустимую нагрузку на промышленные предприятия и стимулируют приобретение земельных участков.

Так, при приобретении прав на земельные участки выкупные цены устанавливаются:

·       не более 20% от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в населенных пунктах с численностью населения свыше 3 млн человек (города Москва и Санкт-Петербург);

·       не более 2,5% от кадастровой стоимости участка, расположенного в иной местности.

Размер годовой арендной платы за земельные участки установлен не более 2% их кадастровой стоимости.

Стоит подчеркнуть, что на протяжении всего процесса разработки и согласования законопроекта Минэкономразвития России прорабатывало и учитывало позицию бизнес-сообщества, неоднократно давало подробные разъяснения при обращениях представителей бизнеса и их общественных объединений.

Закрепление федеральным законом максимально возможных размеров цены выкупа и арендной платы станет основной мерой, устраняющей административные барьеры при переоформлении прав на земельные участки. Таким образом, местные и региональные органы власти не смогут устанавливать необоснованно высокие цены выкупа, препятствуя этим приобретению земельных участков и вынуждая собственников заключать договоры аренды.

Кроме того, законопроектом предлагается установить четкий состав документов, подаваемых с заявлением о приобретении прав на земельный участок собственниками расположенной на них недвижимости, и закрытый перечень случаев, когда может быть отказано в удовлетворении такого заявления, что также снижает вероятность необоснованных действий местных и региональных органов власти.

Сейчас в Государственную Думу внесен проект федерального закона, упрощающий формирование земельных участков, что позволит в том числе снизить финансовые и временные издержки землепользователей на оформление.

В результате решается основная проблема, мешающая массовому переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под недвижимостью.

Снижение цен  увеличит количество частных собственников. Это наполнит местные бюджеты, которые в основном складываются за счет земельного налога, увеличит объемы ипотечного кредитования, приведет к дополнительному предложению земли на открытом рынке, модернизации производства, выводу предприятий за черту поселений.

 

К сведению

 

По расчетам МЭРТРФ, принятие законопроекта приведет к снижению выкупных цен по сравнению с 2006 г.: в населенных пунктах — в среднем в 9 раз (в среднем в 2,3 раза в городах Москве и Санкт-Петербурге); на межселенной территории — в среднем в 7,3 раза.

Затраты всех промышленных предприятий на выкуп земельных участков в собственность составят примерно:

— в целом по стране, за исключением городов Москва и Санкт-Петербург — 46,2 млрд руб. (в том числе межселенные территории — 2,1 млрд руб., территории населенных пунктов — 44,1 млрд руб.);

— в городах Москве и Санкт-Петербурге — 144,6 млрд руб.

Таким образом, совокупные затраты промышленных предприятий на выкуп земельных участков при вышеназванных предположениях в целом в РФ снизятся с 736,5 млрд руб. до 190,8 млрд руб., то есть примерно в 4 раза.

Однако можно предположить, что в силу технологических особенностей и трудностей финансового состояния в отдельных отраслях более 30% предприятий так и не воспользуются правом выкупа земельных участков.