В чём нынче Вася, стиляга из Москвы?

до 60% продукции, обращающейся на рынке модной одежды, по оценкам экспертов, состоит из контрафакта
| статьи | печать

Сегодня российский рынок модной одежды — один из самых динамично развивающихся потребительских сегментов. Его объем в прошлом году составил 25 млрд дол., а прирост — 27%. В чем причина такой удачи? Как удалось задать такой темп? Какие тенденции характерны для его развития? Кто и во что собирается нас одеть и какую одежду мы готовы купить?

 

Основные игроки

 

После кризиса 1998 г. россияне заново стали открывать для себя российские товары. Тем не менее сегодня отечественные производители занимают только пятую часть нашего рынка, остальное покрывает импорт.

Среди потребителей основную группу составляет средний класс. С ростом покупательной способности населения все больше людей перестали посещать вещевые рынки и начали пополнять ряды «середняков», которые готовы тратить на одежду около 15% семейного бюджета. Сегодня объем продаж этого ценового сегмента составляет 12—13 млрд дол. Основная масса его покупателей — 40% — сконцентрирована в Москве и около 17% — в Санкт-Петербурге. Средний ценовой сегмент демонстрирует уверенный рост на уровне 15—17% в год.

Формированию спроса у среднего класса помимо растущей финансовой состоятельности его представителей способствует такая специфическая вещь, как обязательный дресс-код, вводимый многими компаниями для своих сотрудников.

Не ослабевает интерес у производителей и к традиционным моделям одежды. Так, по данным специалистов DISCOVERY, Research Group, объем продаж в сегменте «масс-маркет» колеблется в пределах 7—7,5 млрд дол.

С дорогими и очень дорогими «тряпочками» дело обстоит гораздо спокойнее. Одежда класса премиум не выходит за объем продаж в 2,5—3 млрд дол. У самого же дорогостоящего класса люкс потребителей насчитывается не более 100 тыс. по всей России. Объем этого сегмента оценивается в 1,5 млрд дол., роста не наблюдается и не предвидится.

 

Европейские тенденции

 

Специалисты DISCOVERY обращают внимание на деятельность двух европейских компаний — испанской Inditex (магазины под брендами Zara, Bershka, Massimo Dutti) и шведской группы Xennes&Mauritz (бренд H&M). Первой удалось в I квартале этого года повысить свои продажи на 22%, вторая отстала всего на 2%. Ситуация уникальна тем, что в целом европейский рынок одежды стагнирует с 2000 г. и среднее увеличение объема продаж там составляет не более 2—2,5% в год.

Фирмы нашли ключ к успеху в таком виде бизнеса, как fast fashion («быстрая мода»). Этот сегмент растет в среднем на 15—17% в год. Fast fashion сделал ставку на быстрый оборот — одежда выпускается небольшими партиями и сокращаются продажи со скидкой. В Евросоюзе на «быструю моду» работает уже 15% рынка одежды, и, по прогнозу, к 2010 г. ее доля может вырасти минимум до 25%.

Динамично развивающиеся Zara и H&M около половины своей продукции выпускают в Евросоюзе. Остальную часть производств они разместили в непосредственной близости от своих магазинов — от Марокко до Турции и Украины. Производители из Азии в этой ситуации проигрывают. Они не успевают за темпами fast fashion, поскольку только доставка товаров у них может «съедать» до двух месяцев.

А между тем в магазинах Zara новые товары появляются каждую неделю. Как правило, их немного, всего несколько экземпляров одной модели. Шведская группа также выпускает свои коллекции ограниченными партиями. Результат налицо — у потребителей создается ощущение дефицита товара и разыгрывается покупательский ажиотаж. Партии одежды расходятся как горячие пирожки.

Российские производители в отличие от иностранных уделяют недостаточно внимания ассортименту и не умеют развивать несколько направлений одежды сразу, считают специалисты. Пытаясь удержаться в узком сегменте, они изначально проигрывают зарубежным производителям, предлагающим потребителю разнообразный ассортимент и модные коллекции.

 

Борьба за потребителя

 

Россияне и впредь будут стремиться покупать продукцию прежде всего иностранных модельеров, уверены эксперты. Западные производители не скрывают своих намерений и дальше проводить наступательную линию, постоянно расширяя ассортимент, и даже идти на снижение цен.

Прочно обосновавшись в Москве и Санкт-Петербурге, известные европейские компании уже нацелились и на регионы. Там они развивают торговые сети и проводят исследования покупательной способности населения. Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Краснодар, другие экономически развитые регионы — вот новые объекты повышенного внимания иностранцев.

 

На вторых ролях

 

Конкурировать с европейцами россиянам сложно, уж очень в неравных условиях они находятся. Западные правительства всегда заботились о развитии своих производителей. В Италии, например, после Второй мировой войны была разработана специальная программа поддержки модного бизнеса. Неудивительно, что сегодня Милан — один из мировых центров моды. Чего не скажешь ни об одном российском городе. Еще во времена СССР легкая промышленность относилась к так называемой группе Б, для которой при планировании отводилось вторичное финансирование, напоминает Ирина Скоробогатых, доцент кафедры РЭА им. Г. Плеханова.

Сегодня дела обстоят еще хуже. Уже перестали существовать многие крупные предприятия. В созданных условиях предприятия не смогли выжить. Многие из них были скуплены и перепрофилированы. При дорогой арендной плате стало куда выгоднее сдавать производственные площади под офисы, банки и развлекательные центры, чем развивать производство!

Впрочем, и сейчас в нашей стране нет политической воли для стимулирования развития отечественного швейного и текстильного бизнеса, считает Владислав Грановский, президент отечественной компании VASSA. Существующая налоговая система действует разрушающе как на экономику в целом, так и на швейную и текстильную промышленность в частности.

Например, налог на добавленную стоимость, уплата которого при импорте носит авансовый характер. Это очень больно бьет по отечественным производителям, вынужденным покупать сырье за рубежом. «Импортный» НДС увеличивает расходы, повышает конечную цену продукции, снижает конкурентоспособность. И это при том, что они еще не создали никакой добавленной стоимости, не произвели продукцию и не знают, когда и по какой цене смогут реализовать товар.

Пошлины и налог на ввозимое сырье, по сути, лишают последней надежды тех, кто еще шьет в России.

Не лучше обстоит дело и у тех, кто вынужден платить НДС при импорте оборудования, не производимого в России. По логике, считает В. Грановский, государство должно дотировать такой импорт, так как каждый новый станок — это еще одно рабочее место. Власти же, напротив, ставят дополнительный 18%-ный налоговый барьер.

Согласно статистическим данным швейный бизнес растет, но это лукавая статистика. Объемы продаж растут, но не за счет появления в России новых предприятий. Дорогая арендная плата не дает возможности развернуться производителям в своей стране. К тому же с каждым годом тех, кто умеет шить, элементарно становится все меньше. В России не осталось обучающих систем, разрушена система ПТУ, да и профессия эта тяжелая, просто так в нее не идут. Специалисты даже шутят, что скоро отечественные швейники попадут в Красную книгу.

Сегодня все привычнее становится ситуация, когда дизайнер живет в России, а продукция производится в Турции или Китае и переправляется в страну по не вполне легальным схемам. Вряд ли увеличение пошитой одежды таким способом можно считать ростом отечественной промышленности. К тому же все это до поры до времени: если схемы прикрыть и все ввозить легально, вряд ли останется много желающих покупать эти же товары, но уже по другой цене.

Однако даже и в этих условиях, несмотря на все сложности с производственной базой и дефицит кадров как производственно-технического уровня, так и аналитиков и специалистов по продажам одежды, эксперты положительно оценивают потенциал рынка для российских производителей, способных создать узнаваемый бренд для потребителей.

 

Рейтинг торговых центров в пределах Садового кольца

 

Петровский пассаж, Наутилус, Смоленский пассаж, Валдай-центр, галерея «Актер», ГУМ, Атриум, Садовая галерея, Охотный Ряд (в порядке убывания показателя насыщенности розничными точками по продаже одежды класса люкс).

Около 60% розничных точек по продаже одежды класса люкс сконцентрировано в торговых центрах.

 

Кстати

 

Если в 2000 г. в Москве потребителей модной одежды насчитывалось 15—17% населения, а в регионах 10—15%, то сегодня количество потребителей выросло до 35—40% в Москве, а в регионах (в зависимости от экономического состояния региона) этот показатель колеблется от 20 до 30%.

 

«Бутиковые» улицы

 

В ближайшем будущем возможно появление на карте модной географии Москвы новых «бутиковых» улиц — Никитский б-р, ул. Покровка, ул. Б. Никитская, ул. Б. Дмитровка, ул. Б. Полянка. Впрочем, мультибрендовые магазины в большей степени склонны располагаться автономно, вне ключевых торговых «коридоров» и «бутиковой» улицы (29,6%).