1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1131

За все здравоохранение отвечает область

14300 рублей — размер средней зарплаты врачей в Тюменской области без учета финансирования по приоритетному национальному проекту «Здоровье»

В Тюменской области местное самоуправление, за исключением городских округов Тюмень и Тобольск, свободно от организации оказания медицинской помощи населению.

Хорошо это или плохо? Верно ли корректировать букву закона?

 

Уже год российское земство прожило по вступившему в силу 1 января 2006 г. Закону о местном самоуправлении (ФЗ  от 06.10.2003 № 131), и мало кто заметил перемены. Видно, так будет продолжаться еще два года, отпущенные законодателем для полномасштабного его действия на территории всей страны. Начало муниципальной реформы привнесло такие коррективы, о которых и не подозревали авторы Закона.

Так, вопреки его положениям об организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению в Тюменской области ответственность за все здравоохранение, исключая пока ведомственные клиники, несет исполнительная власть субъекта Федерации.

Здесь не стали делить медицину на государственную и муниципальную, что предполагается действующим законодательством в сфере здравоохранения. И собственность — движимая и недвижимая — лечебных учреждений вне зависимости от места их расположения, и фонд заработной платы медицинских работников независимо от места их проживания и работы — все прерогатива областного Департамента здравоохранения.

В результате выработан такой механизм взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, который позволил сформировать модель экономического управления здравоохранением по страховому принципу. Она ориентирована на конечный результат — повышение уровня и качества медицинского обслуживания сибиряков.

По утверждению исполняющей обязанности начальника юридического отдела Департамента здравоохранения Тюменской области Ольги Балановой, в отрасли обеспечен стабильный рост заработной платы и значительно улучшены экономические показатели деятельности лечебных учреждений. Главное, удалось остановить рост уровня общей заболеваемости, обеспечить стагнацию уровня смертности населения, снизить материнскую и младенческую смертность, улучшить доступность специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.

В сельских районах области осуществлены:

·        перепрофилирование маломощных участковых больниц в амбулатории с койками дневного стационара, часть их переведена в больницы (отделения) сестринского ухода;

·        переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением числа необоснованной госпитализации в стационар;

·        устранение дублирования в деятельности областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, расположенных на одной административной территории;

·        создание рациональной системы государственных гарантий в лекарственном обеспечении населения;

·        целевое финансирование приоритетных направлений по охране здоровья населения в соответствии с областными целевыми программами по противодействию туберкулезу, наркомании, распространению ВИЧ-инфекций, росту онкологических заболеваний, а также направленных на охрану здоровья матери и ребенка, выявление заболеваний на стадии профилактических медосмотров;

·        развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здоровья человека.

Одновременно за три года реформирования системы здравоохранения в регионе осуществлен перевод нормирования затрат организаций здравоохранения в прямую зависимость от объемов и качества оказываемой медицинской помощи. Это позволило стабилизировать финансовое обеспечение организаций здравоохранения и проводить единую тарифную политику в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

Структурные преобразования в сфере предоставления первичной медико-санитарной помощи дали возможность уменьшить объемы стационарной помощи при одновременном увеличении объемов оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене.

До начала реформы в 2003 г. наличие государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений не способствовало совершенствованию управляемости отраслью, были нарушены преемственность и этапность при оказании медицинской помощи, не мешало осуществлению лицензируемых видов деятельности без лицензии, поскольку правовой статус значительной части муниципальных учреждений не оответствовал действующему законодательству.

Остается только отметить, что все эти преобразования в сфере здравоохранения Тюменской области осуществляются согласно проекту Европейского союза «Поддержка развития системы учреждений первичной медицинской помощи на государственном и муниципальном уровнях» в рамках Программы ЕС «Europe Aid» для России. «Экономика и жизнь» будет постоянно информировать своих читателей о реализации этой программы в пилотных регионах РФ, каковыми избраны на первом этапе Тюменская и Липецкая области.

Норма закона

«К вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов».

ИСТОЧНИК: ФЗ ОТ 06.10.2003 № 131

 

Цитата

 

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ, ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

 

— Деньги в системе здравоохранения есть, только они нерационально тратятся. Бюджетные средства поступают из разных источников и растекаются по разным направлениям. Предстоит эти ручейки соединить и направить на главные цели. Если мы сумеем эту задачу выполнить в рамках экспериментальных регионов, выйдем на новую модель финансирования здравоохранения.

(17 декабря 2006 г., из телепрограммы «Времена»)