1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Космос как надежда

не менее 435 млрд руб. необходимо вложить в отечественную космонавтику, чтобы сохранить ее конкурентоспособность на мировом рынке

В 2007 году государство выделило 50 млрд руб. на развитие отечественной космонавтики. И отрасль вздохнула с надеждой: лед тронулся! Но скептики продолжают ворчать: денег все равно мало, всем не хватит.

 

Все на продажу

 

Даже если учесть, что последние годы отрасль сидела на голодном пайке, выделенная в нынешнем году сумма действительно получается чрезвычайно скромной. Особенно по сравнению с финансированием, которое получило в 2007 г. NASA, — 16,8 млрд долл. Правда, на космосе сегодня можно и неплохо заработать — объем мирового рынка космических технологий и услуг превысил 180 млрд.

На околоземных орбитах сейчас свыше 800 активных спутников. Из них только 20% имеют военное, общенациональное или двойное назначение, все остальные частные и коммерческие.

Чиновникам из Роскосмоса по нраву пришлась роль коммерсантов. Деньги за услуги и «извоз» греют душу. И в 2007 г. планируется расширить сферу услуг: на орбиту будет выведено более двух десятков спутников связи (почти все — зарубежные), шесть спутников для ГЛОНАСС, три разведывательных аппарата (один наш, два германских).

Конечно, это какое-то подспорье нищему космическому бюджету. И эксперты утверждают, что в ближайшие 5—10 лет космический рынок будет расти в основном за счет частных средств.

Но космонавтика как стратегическое направление научно-технического прогресса немыслима без государственного участия. Прорывные идеи, амбициозные проекты и задачи должны прорабатываться и реализовываться на государственном уровне. Однако Роскосмос, существуя за счет старых разработок и технологий, не спешит выводить отрасль из кризиса.

 

Сотрудничество или конкуренция?

 

Компании — партнеры по созданию отечественной многоразовой транспортной космической системы — РКК «Энергия», НПО «Молния» и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева рвутся в бой и доказывают преимущества своих проектов. Все разработки экономически привлекательны, и, главное, знаменитые космические компании не конкурируют, а дополняют друг друга. Их единственная проблема — средства.

Научно-производственное объединение «Молния», автор авиационной части многоразового челнока «Буран», реализует известный с начала 90-х проект МАКС (Многоцелевая авиационно-космическая система). В МАКСе одноразовый только внешний топливный бак — орбитальный корабль стартует с самолета-носителя Ан-225 «Мрия» и КА рассчитан на 100 полетов и 800 запусков.

Проект ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, который участвовал в создании всех отечественных орбитальных станций и разрабатывает тяжелую ракету-носитель «Ангара», восходит к пилотируемой орбитальной станции «Алмаз» и транспортным кораблям снабжения (ТКС), которые проектировал, строил и испытывал генеральный конструктор Владимир Челомей.

РКК «Энергия» предложила проект космического корабля «Клипер» — прямого наследника программы «Энергия — Буран».

Разработчики модернизируют ракету «Союз», чтобы к 2015 г. увеличить ее грузоподъемность с 7 до 15 тонн. Стоимость проекта — 1 млрд долл., что по мировым стандартам недорого (столько стоила одна только модернизация программы «Спейс Шаттл» в США). Американцы, создавая систему с нуля, собираются потратить 8 млрд долл.

Однако Совет министров стран — участниц ЕКА, на который рассчитывали в Роскосмосе, отказался выделить на проект 51 млн евро, и решено сделать его чисто национальным. Однако Правительство России выделило на опытно-конструкторские работы 10 млрд руб. на 10 лет (около 350 млн долл. — треть от нужной суммы).

Над программой «Клипер» вместе с РКК «Энергия» сегодня работают ЦСКБ «Прогресс», НПО «Молния», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ЦАГИ, ОКБ «Сухой» и многие другие организации.

Первый полет РКК предлагает и планирует осуществить в 2013 г., а далее — создать флот из 5 кораблей как первый этап развертывания системы «Клипер». Этот проект РКК хотела бы сделать исключительно национальным, с тем чтобы «Клипер» стал мотивацией и локомотивом нового рывка в развитии российских технологий. Глава РКК«Энергия» Николай Севастьянов подчеркивает: «Мы планируем привлечь предприятия 41 региона России, которые делают и будут создавать отдельные системы, приборы и элементы для нашего корабля.

Программа «Клипер» даст стране: первое — это, конечно, новые космические технологии, обеспечивающие экономический прогресс и безопасность. Второе — расширение предоставляемых услуг на международном космическом рынке и высокую окупаемость. Третье — развитие фундаментальной науки. Четвертое — поддержание высокого технического уровня промышленности в российских регионах. Пятое — развитие международного сотрудничества, рост конкурентоспособности и политического имиджа страны».

Сегодня связка наука — технология — экономика разрушена, и соединить ее могут только такие новые, крупные, захватывающие дух проекты, как космические транспортные многоразовые системы МАКС, ТКС и «Клипер», полеты к Луне, на Луну и на Марс.

 

Полный «Клипер»

 

В ситуации жестко ограниченных финансовых возможностей Роскосмос, чтобы создать видимость бурной деятельности и выбора между проектами, объявил конкурс, а затем, помямлив и потянув резину, признал его несостоявшимся. А глава космического ведомства Анатолий Перминов ни с того ни сего заявил, что в планы госорганизации входит реализация с 2012 г. проекта РКК «Энергия» «Клипер».

В NASA сегодня с удовольствием пользуются услугами «Прогресса», их астронавты летают на «Союзах». Но в США в 2006 г. принята программа создания транспортной космической системы «Орион» (8 млрд долл.) на замену «Спейс-Шаттла», который заканчивает свои полеты в 2010 г. Корабль «Орион» (объем 14 куб. м, экипаж 6 человек) американцы планируют сделать к 2014 г., а к Луне полететь к 2018 г. В бюджете NASA 2007 г. на это уже выделено соответственно 951 млн и 1,2 млрд долл.

Подпирают и китайцы с европейцами.

Так что, если через 5—6 лет Россия не предложит более совершенную систему многоразовых полетов, наши услуги больше никому не потребуются. И коммерческий энтузиазм Роскосмоса увянет.

Себестоимость полета одного члена экипажа:

·       «Союз» — 20—25 млн долл.

·       «Спейс-Шаттл» — 100—128 млн долл. с грузом.

·       «Клипер» — 9 млн долл.

·       «Шэнчьжоу» — 35 млн долл.

·       «Орион» — 75 млн долл.    

 

К сведению

 

«Клипер» объемом 20 куб. м может взять на борт 6 космонавтов. Номинальные перегрузки, принципиальные параметры для полета непрофессиональных космонавтов планируется снизить до 2,5 единицы (на «Союзах» штатные перегрузки — 4,5 единицы, при баллистическом спуске — до 10 единиц). Сегодня идет уточнение аэродинамических форм аппарата. Современные вычислительные методы позволили рассчитать более идеальную аэродинамику, которая позволяет в самых проблемных местах, на кромках крыльев, во время спуска получать температуру существенно ниже, чем на «Шаттле» или «Буране».

В отличие от своего предшественника новый КА сможет маневрировать на траектории посадки и даже участвовать в будущей марсианской экспедиции.