ИТ-культуру в массы!

Сегодня, обладая низкой ИТ-культурой, невозможно получить престижную работу
| статьи | печать

Информационные технологии шагают по планете, завоевывая все сферы человеческой деятельности. Хорошо это или плохо? Необходимо признать, что специалисту XXI века без элементарной компьютерной грамотности не обойтись.

 

Информационно-технологическая революция, начавшаяся более 30 лет назад, породила совершенно новое информационное общество. Отношения между экономическими субъектами в нем изменились настолько, что это заставляет рыночные системы адаптироваться к новым условиям информационной экономики. 

В этом процессе человек как творец и носитель знания играет ведущую роль. Однако далеко не все готовы стать полноценными участниками информационного обмена.

Термин «цифровое неравенство» используется для обозначения разных возможностей доступа к новым информационным технологиям. Общество делится на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться для поиска, хранения и обработки необходимой информации, и тех, кто не владеет ни аппаратно-программным обеспечением, ни соответствующими навыками.

В новых экономических условиях возникло не только понятие компьютерной грамотности, но и ИТ-культуры человека как специалиста. Под этим понимают степень его образованности, широту кругозора и универсальность практических навыков в сфере применения новых информационных технологий.

Очевидно, что уже сегодня, обладая низкой ИТ-культурой, практически невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу даже по специальности, не связанной с ИТ, воспользоваться новыми электронными услугами (платежи, почта, справки, купля-продажа), не говоря уже об элементарном оформлении документов в MS Word.

Более того, конкурентоспособное предприятие обязано непрерывно улучшать качество продукции при сокращении производственных издержек и дефектов. В этой связи необходима высокая эффективность бизнес-процессов, средством достижения которой служит автоматизация, то есть разработка и внедрение ИТ-инструментов. Поэтому к сотрудникам предприятия предъявляются все более жесткие требования.

По мнению сотрудника Департамента информации МИДа России Андрея Чернова, формирование развитой информационной экономики в России нереально без широкого вовлечения подготовленных пользователей и устранения «цифрового неравенства». Решение этой проблемы зависит прежде всего от информационной политики государства.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Одна из главных задач Концепции формирования информационного общества в России, принятой в 1999 г., — это обучение населения получению и эффективному использованию информации. Разработано множество законов и целевых программ, поддерживающих систему ИТ-образования в стране.

Крупнейшие представители бизнеса и государство начали совместную работу по созданию новых отраслевых и изменению старых образовательных стандартов для того, чтобы повысить соответствие последних запросам работодателей к профессиональной подготовке. Так, в конце 2006 г. был принят новый стандарт по специальности «Прикладная информатика», в котором учтены многие рекомендации отечественных ИТ-компаний.

Тем не менее рынок труда испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, способных решать бизнес-задачи с использованием информационных технологий. Причины кроются как в отсутствии качественной ИТ-программы в сфере образования, так и в недостаточной мотивации самих сотрудников к дополнительному обучению.

Если на решение первой проблемы может повлиять государство, то задача популяризации и широкого распространения ИТ-образования должна быть вынесена на уровень бизнес-школ.

Уже сегодня многие учебные центры предлагают свои курсы и программы подготовки ИТ-специалистов различной квалификации — от домашнего пользователя до системного администратора, программиста или разработчика информационных систем. Задача работодателей — оценить необходимость повышения ИТ-культуры своих сотрудников и обеспечить получение дополнительного бизнес-образования (см. «ЭЖ» № 37 за 2006 г.).

Большинство руководителей опасаются неизбежного роста заработной платы специалистов, прошедших повышение квалификации, и поэтому не спешат направлять их в учебные центры, в лучшем случае ограничиваясь назначением шефства более опытных работников над молодыми. Однако такой подход зачастую себя не оправдывает, поскольку издержки от низкой эффективности работы ИТ-неграмотных сотрудников в итоге могут превысить затраты на образование.

Таким образом, перед российским бизнес-сообществом встает проблема выбора приоритета развития — либо мы идем в направлении информатизации коммерческой деятельности и становимся полноценными субъектами информационной экономики на национальном и международном уровне, либо продолжаем экономить на качестве собственных кадровых ресурсов.