1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1114

ИТ-культуру в массы!

Сегодня, обладая низкой ИТ-культурой, невозможно получить престижную работу

Информационные технологии шагают по планете, завоевывая все сферы человеческой деятельности. Хорошо это или плохо? Необходимо признать, что специалисту XXI века без элементарной компьютерной грамотности не обойтись.

 

Информационно-технологическая революция, начавшаяся более 30 лет назад, породила совершенно новое информационное общество. Отношения между экономическими субъектами в нем изменились настолько, что это заставляет рыночные системы адаптироваться к новым условиям информационной экономики. 

В этом процессе человек как творец и носитель знания играет ведущую роль. Однако далеко не все готовы стать полноценными участниками информационного обмена.

Термин «цифровое неравенство» используется для обозначения разных возможностей доступа к новым информационным технологиям. Общество делится на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться для поиска, хранения и обработки необходимой информации, и тех, кто не владеет ни аппаратно-программным обеспечением, ни соответствующими навыками.

В новых экономических условиях возникло не только понятие компьютерной грамотности, но и ИТ-культуры человека как специалиста. Под этим понимают степень его образованности, широту кругозора и универсальность практических навыков в сфере применения новых информационных технологий.

Очевидно, что уже сегодня, обладая низкой ИТ-культурой, практически невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу даже по специальности, не связанной с ИТ, воспользоваться новыми электронными услугами (платежи, почта, справки, купля-продажа), не говоря уже об элементарном оформлении документов в MS Word.

Более того, конкурентоспособное предприятие обязано непрерывно улучшать качество продукции при сокращении производственных издержек и дефектов. В этой связи необходима высокая эффективность бизнес-процессов, средством достижения которой служит автоматизация, то есть разработка и внедрение ИТ-инструментов. Поэтому к сотрудникам предприятия предъявляются все более жесткие требования.

По мнению сотрудника Департамента информации МИДа России Андрея Чернова, формирование развитой информационной экономики в России нереально без широкого вовлечения подготовленных пользователей и устранения «цифрового неравенства». Решение этой проблемы зависит прежде всего от информационной политики государства.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Одна из главных задач Концепции формирования информационного общества в России, принятой в 1999 г., — это обучение населения получению и эффективному использованию информации. Разработано множество законов и целевых программ, поддерживающих систему ИТ-образования в стране.

Крупнейшие представители бизнеса и государство начали совместную работу по созданию новых отраслевых и изменению старых образовательных стандартов для того, чтобы повысить соответствие последних запросам работодателей к профессиональной подготовке. Так, в конце 2006 г. был принят новый стандарт по специальности «Прикладная информатика», в котором учтены многие рекомендации отечественных ИТ-компаний.

Тем не менее рынок труда испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, способных решать бизнес-задачи с использованием информационных технологий. Причины кроются как в отсутствии качественной ИТ-программы в сфере образования, так и в недостаточной мотивации самих сотрудников к дополнительному обучению.

Если на решение первой проблемы может повлиять государство, то задача популяризации и широкого распространения ИТ-образования должна быть вынесена на уровень бизнес-школ.

Уже сегодня многие учебные центры предлагают свои курсы и программы подготовки ИТ-специалистов различной квалификации — от домашнего пользователя до системного администратора, программиста или разработчика информационных систем. Задача работодателей — оценить необходимость повышения ИТ-культуры своих сотрудников и обеспечить получение дополнительного бизнес-образования (см. «ЭЖ» № 37 за 2006 г.).

Большинство руководителей опасаются неизбежного роста заработной платы специалистов, прошедших повышение квалификации, и поэтому не спешат направлять их в учебные центры, в лучшем случае ограничиваясь назначением шефства более опытных работников над молодыми. Однако такой подход зачастую себя не оправдывает, поскольку издержки от низкой эффективности работы ИТ-неграмотных сотрудников в итоге могут превысить затраты на образование.

Таким образом, перед российским бизнес-сообществом встает проблема выбора приоритета развития — либо мы идем в направлении информатизации коммерческой деятельности и становимся полноценными субъектами информационной экономики на национальном и международном уровне, либо продолжаем экономить на качестве собственных кадровых ресурсов.