1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1306

Головная боль муниципалов

1,5 трлн руб. — доходы муниципалитетов РФ в 2006 году. Отно-сительно 2005 года рост – 32%

После вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» у многих муниципальных образований возникло немало вопросов, связанных с формированием местных бюджетов. По многим таким вопросам Минфин России уже дал свои разъяснения, вывесив их на своем сайте в конце прошлого года. Но, учитывая, что не у всех муниципальных образований есть доступ к сети Интернет, мы решили опубликовать некоторые типовые разъяснения Минфина.

 

Cогласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется за счет средств местных бюджетов. Федеральным законом от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» к ведению субъектов РФ в области образования отнесено обеспечение государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Просим пояснить, относится ли к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

 

Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования.

Подпунктом 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопроса обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.

Согласно п. 4 ст. 12 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» дошкольные образовательные учреждения не относятся к общеобразовательным учреждениям.

Таким образом, финансовое обеспечение организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях является полномочием органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. (Письмо Министерства финансов Российской Федерации (А.Г. Силуанов) от 11.05.2006 № 06-04-08/01)

 

 

Какие документы необходимо представить органам местного самоуправления в Минфин России для согласования безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности и используемого государственными учреждениями?

 

Пункт 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит обязательное предписание органам местного самоуправления обеспечить до 1 января 2008 г. безвозмездную передачу в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу гл. 12 данного Закона и предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 г. указанным Законом и другими федеральными законами.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. В соответствии с данным порядком решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

В указанных нормах, а также в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, устанавливающем перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, отсутствуют положения, предусматривающие необходимость согласия Министерства финансов РФ на принятие муниципального имущества, подлежащего в соответствии с законом безвозмездной передаче в федеральную собственность. (Письмо Минфина России (А.Г. Силуанов) от 05.06.2006 № 06-04-05/01)

 

 

Просим разъяснить, из средств какого бюджета производится финансирование работ по описанию и утверждению границ муниципальных образований, которые должны быть произведены на основании ч. 3 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2009 г.

 

Пунктом 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ предписано до 1 марта 2005 г. установить в соответствии с требованиями данного Закона границы муниципальных образований. Согласно

ч. 3 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ при утверждении границ муниципальных образований во исполнение указанного требования допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2009 г.

В соответствии с подп. 36 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопроса определения границ муниципальных образований в установленном порядке относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). (Письмо Департамента межбюджетных отношений (О.Г. Бежаев) от 25.08.2006 № 06-04-08/01)

 

 

Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ признана утратившей силу ст. 44 Бюджетного кодекса РФ, которая определяла понятие «финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации».

В связи с этим следует ли включать в финансовую помощь средства получаемых дотаций, которые являются собственными доходами местных бюджетов, и субвенций при расчете предельного размера дефицита местного бюджета в соответствии с п. 5

ст. 92 Бюджетного кодекса РФ?

 

В соответствии с п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.

Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ из ст. 47 Бюджетного кодекса РФ исключено положение, предусматривающее, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета. В связи с этим при определении объема финансовой помощи для расчета предельного размера дефицита бюджета в соответствии с п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ понятие «собственные доходы бюджета» не используется.

Согласно п. 2 ст. 181 Бюджетного кодекса РФ в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы России, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Таким образом, в объем финансовой помощи, на сумму которой уменьшаются доходы местного бюджета при расчете предельного размера дефицита бюджета согласно п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ должны включаться поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий. (Письмо Департамента межбюджетных отношений (О.Г. Бежаев) от 03.07.2006 № 06-04-08/01)

 

 

В соответствии с п. 1 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.

Согласно п. 2 данной статьи в случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.

 

Просим разъяснить, распространяется ли п. 2 статьи 232 Бюджетного кодекса РФ на доходы местных бюджетов в виде субвенций?

 

Пункт 2 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ не предусматривает каких-либо исключений и распространяется на все доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, в том числе на субвенции, которые ст. 41 данного Кодекса отнесены к доходам бюджета.

В соответствии с п. 4 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций из регионального фонда компенсаций утверждается законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Таким образом, при утверждении проекта решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год должны учитываться субвенции, предусмотренные данному муниципальному образованию законом субъекта РФ на очередной финансовый год.

В случае если в текущем финансовом году муниципальному образованию законом о бюджете субъекта РФ предусмотрены дополнительные ассигнования к субвенциям, утвержденным решением о бюджете муниципального образования, должны быть внесены изменения в решение о бюджете муниципального образования в соответствии с п. 2 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ. (Письмо Департамента межбюджетных отношений (О.Г. Бежаев) от 31.08.2006 № 06-04-08/01)

 

 

Пунктом 1 ст. 58 Бюджетного кодекса предусмотрено право субъектов РФ устанавливать единые для всех поселений и (или) единые для всех муниципальных районов субъектов РФ нормативы отчислений. Вправе ли субъекты РФ установить единые нормативы отчислений от соответствующих налогов в бюджеты муниципальных районов, одновременно не устанавливая нормативы отчислений в бюджеты поселений?

 

Указанная статья предусматривает право субъектов РФ своими законами установить единые нормативы отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, бюджетам муниципальных районов без установления единых нормативов поселениям.

В данном случае норматив отчислений в бюджет городского округа должен быть установлен в размере норматива, установленного для муниципальных районов субъекта РФ.

Пунктом 2 указанной статьи установлено также право субъектов РФ по установлению дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц в счет замены дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и регионального фонда финансовой поддержки поселений.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ субъекты Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога, в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 указанной статьи. (Письмо Департамента межбюджетных отношений (О.Г. Бежаев) от 03.06.2006 № 06-04-08/01)