1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 969

Не надо «ля-ля»!

По письмам читателей

На основании Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 № 458 инспекция своим решением реструктуризировала задолженность организации по федеральным налогам и сборам, в том числе задолженность по пеням и штрафам по НДФЛ. Однако впоследствии ИФНС внесла изменение в свое решение, исключив из реструктуризации данные пени и штрафы как ошибочно внесенные. Правомерно ли поступила инспекция?

Н. Снежина, Воронежская обл.

 

Можно предположить, что, внося изменения в ранее принятое решение, инспекция руководствовалась Письмом Минфина РФ от 04.04.2003 № 04-04-06/59.

В этом Письме чиновники, отвечая на вопрос о том, правомерны ли предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита и реструктуризация задолженности по налогу на доходы физических лиц в отношении налоговых агентов, разъяснили, в частности, следующее.

Налоговые агенты не являются плательщиками налога на доходы физических лиц. На них возложена лишь обязанность по его удержанию и перечислению в бюджет. В связи с этим порядок предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита по данному налогу на агентов не распространяется. На основании изложенного Минфин РФ делает вывод, что порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом не распространяется на задолженность по НДФЛ и на задолженность по пеням и штрафам, начисленным по данному налогу.

Реструктуризация задолженности по федеральным налогам и сборам осуществлялась на основании различных постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение законов. Так, согласно ст. 130 Закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» высшему органу исполнительной власти предписывалось провести реструктуризацию просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) по состоянию на 1 января 2001 г. сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Порядок проведения такой реструктуризации был утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 № 458. В нем, в частности, оговаривалось, что данный Порядок не распространяется на задолженность по налогу на реализацию ГСМ, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов.

 

ВНИМАНИЕ!

Подобных ограничений в отношении задолженности по пеням и штрафам, начисленным по НДФЛ, названный нормативный акт не предусматривает. Следовательно, по нашему мнению, реструктуризация такой задолженности является правомерной.

 

Такая позиция подтверждается, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 № 1975/04. Вот что из него следует.

Инспекция отказала акционерному обществу в списании задолженности по пеням, начисленным ему из-за нарушения срока перечисления в бюджет НДФЛ. По ее мнению, в отношении данного налога общество является налоговым агентом, в обязанность которого входит удержание из зарплаты работников этого налога и его перечисление в бюджет. Поэтому в данном случае не подлежит применению Постановление Правительства РФ от 18.04.2002 № 251, которым предусмотрено списание задолженности по пеням, начисленным на просроченные налоговые платежи.

Признавая такую позицию необоснованной, Президиум ВАС РФ указал, что данным Постановлением не предусмотрено применение установленного им порядка проведения реструктуризации и списания задолженности по начисленным пеням в отношении конкретных видов налогов, по которым начислены пени. Не предусмотрены также исключения его применения к налоговым агентам. Право на реструктуризацию не поставлено в зависимость от причин и характера действий организаций при образовании этой задолженности.

 

Из Постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.08.2005 № Ф03-А37/05-2/2161 следует, что реструктуризация возможна не только в отношении задолженности по пеням и штрафам, начисленным организации за неперечисление сумм НДФЛ, но и в отношении задолженности по перечислению в бюджет данного налога.

В этом случае на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.99 № 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» инспекция вынесла решение, предоставляющее предприятию право на реструктуризацию задолженности, в том числе и задолженности по НДФЛ. Впоследствии налоговики сами отменили данное решение.

Обосновывая свою позицию, суд указал, в частности, следующее.

Запрет на реструктуризацию кредиторской задолженности организаций по налогу на доходы физических лиц указанный Порядок не содержит. Довод ИФНС о том, что задолженность по НДФЛ является в данном случае задолженностью не налогового агента, а физических лиц, является несостоятельным. Согласно положению п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика — физического лица по уплате налога считается выполненной с момента удержания его налоговым агентом. Следовательно, недоимка по налогу, удержанному у физических лиц, но не перечисленному в бюджет, является задолженностью налогового агента — организации и подлежит реструктуризации на основании указанного Постановления.

Учитывая изложенное, в том числе позицию арбитражных судов, можно сделать вывод о неправомерности отказа инспекции в реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным организации в связи с неперечислением в бюджет сумм НДФЛ.