1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1126

Добыче угля – новый уровень

В Государственной Думе обсуждается проект федерального закона «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Напомним, что данная глава посвящена налогу на добычу полезных ископаемых.

 

Главная новация законопроекта — изменение налоговой базы в отношении угля и горючих сланцев. В настоящее время она согласно ст. 338 НК РФ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. При этом в соответствии со ст. 342 данного Кодекса налоговая ставка по этим полезным ископаемым установлена в процентах к налоговой базе (так называемая адвалорная ставка). Согласно обсуждаемой редакции названных статей налоговую базу в отношении угля и сланцев предлагается определять как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении с установлением налоговых ставок, выраженных в твердой денежной сумме (такие ставки именуют специфическими). В настоящее время по ним облагаются добытые: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, а также газ при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Кроме того, в целях налогообложения выделяются уголь коксующийся, ставка по которому составляет 40 руб. за добытую тонну, и иной уголь, облагаемый по ставке 9 руб. за такой же объем. При этом указанные налоговые ставки должны последовательно умножаться на коэффициенты, характеризующие:

·        географическое положение участка недр;

·        метанообильность участка;

·        склонность к самовозгоранию пластов на участке недр.

Разработчики законопроекта пояснили, что предлагаемые ими изменения будут способствовать созданию экономических условий для реализации программы технического перевооружения предприятий угледобычи, направленной на обеспечение современного уровня безопасности шахтерского труда и на повышение производительности угледобывающих предприятий. Кроме того, изменения должны повысить конкурентоспособность угольного топлива на внутреннем рынке, что отвечает стратегической задаче ускорения развития угольной энергетики. Установление разных уровней специфических ставок для угля коксующегося и иного угля объясняется наличием двух принципиально различных рынков угля с кратно отличающимся уровнем цен.

Проектом закона предусмотрено, что он вступает в силу с    1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Ответственным в работе над законопроектом является Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, соисполнителем — Комитет ГД по природным ресурсам и природопользованию.