1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

«Откуда валюту взял?»

Финансовые учреждения хотят превратить в банки данных для спецслужб

Эксперты Банка России подготовили проект Инструкции о порядке валютных операций и контроля их проведения. Новый документ облегчит жизнь малому бизнесу, но может создать серьезные проблемы компаниям и банкам.

 

Проект новой Инструкции занимает 96 страниц и имеет соответствующее столь солидному объему название: «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления резидентами паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и осуществления контроля за их проведением».

Центробанк, разместивший его на своем сайте, предлагает всем заинтересованным сторонам высказать мнение о будущей Инструкции до 1 сентября нынешнего года. Времени осталось совсем немного, поэтому стоит начать обсуждение, как это принято, с приятных новостей.

 

Разумный подход

1 Новый документ заменит сразу три нормативных акта, регулирующих порядок осуществления валютных операций:

·       Инструкцию № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

·       Инструкцию №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ»;

·       Положение №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Объединение правил проведения и контроля валютных операций, с одной стороны, приведет к сокращению общего объема инструктивного материала, с другой — облегчит работу сотрудникам предприятий, которые будут использовать только один документ.

2 В проекте Инструкции точно определены сроки (1 рабочий день), в течение которых банк проверяет информацию и правильность составления резидентом справки о валютной операции и необходимые сопроводительные документы. После этого кредитное учреждение обязано принять указанную документацию либо направить клиенту составленный в произвольной форме мотивированный отказ от принятия справки и проведения соответствующей операции.

3Предлагаемый ЦБ вариант нового нормативного акта повышает порог стоимости контракта с иностранной организацией, при котором не нужно оформлять паспорт сделки, до 20 тыс. долл. Сегодня согласно Инструкции
№117-И он в четыре раза ниже — 5 тыс. То есть за рамки зоркого валютного контроля будут выведены небольшие операции, которые вряд ли могут нанести серьезный урон интересам нашей страны.

Такой разумный подход создаст благоприятные условия для малого бизнеса, которому трудно содержать в штате специальных сотрудников, разбирающихся в тонком деле валютного регулирования. Кстати, некоторые читатели нашей газеты уже высказывали подобные предложения (см. «ЭЖ» № 25, стр.5).

 

Все и каждый

Вместе с тем под бдительное око валютных контролеров попадут новые участники ВЭД. В документе устанавливается порядок представления резидентами документов и информации по непаспортизируемым сделкам, который ранее не был регламентирован. Теперь соответствующую информацию направлять в банки будут не только фирмы и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, занимающиеся частной практикой. «Под валютную раздачу» могут попасть высокопрофессиональные эксперты в различных областях, например юристы, чьи гонорары зачастую превышают 20 тыс. долл., или граждане, которые публикуют книги за рубежом, а их авторские выплаты могут зашкаливать и за сотню тысяч долларов.

 

Чрезмерный контроль

К сожалению, будущая Инструкция продолжает практику навязывания банкам многочисленных контрольных функций, противоречащих их экономической природе. Она предполагает ведение кредитными учреждениями досье валютного контроля по всем валютным операциям, независимо от того, требуется для них оформление паспорта сделки или нет. Копии документов по валютным сделкам должны храниться в банке в течение 5 лет.

Представители ряда кредитных учреждений уже отметили, что требования проекта Инструкции не только станут головной болью для резидентов, которые будут вынуждены увеличивать объем предоставляемой информации, но и вызовут немало трудностей в работе самих банков.

Например, в Банке Москвы вопросами валютного контроля уже сейчас занимаются специально выделенные заместители руководителей отделений. Для хранения документации о валютных сделках арендуются специально оборудованные помещения площадью несколько сот квадратных метров, которые охраняют сотрудники банка. Кроме того, для переплета и брошюровки бумаг приходится регулярно нанимать внештатных работников. В результате набегают немалые суммы дополнительных расходов.

Из финансового учреждения, по словам начальника управления валютного контроля банка «Электроника» Оксаны Чеботаревой, хотят сделать информационный и документальный банк данных.

 

«Иные» сведения

При списании валютных средств со своего счета резидент обязан представить в банк справку о валютных операциях, основная цель которой — идентификация денежных средств. Ее форма определяется в приложении к Инструкции, но уполномоченный банк имеет право потребовать от клиента включения в состав справки о валютных операциях иных сведений, которые сочтет необходимыми для осуществления процедуры контроля.

Чуть дальше в проекте Инструкции есть пункт, который предусматривает возможность включения в договор банковского счета подготовку кредитным учреждением справок о валютных операциях, за отдельную плату, конечно.

Нетрудно себе представить, что некоторые (отдельно взятые) банки смогут использовать возможность требования «иных сведений» от клиента для того, чтобы заставить его передавать подготовку справки о валютных операциях на аутсорсинг.

 

Общественное мнение

По всей вероятности, назрела необходимость при подготовке ведомственных инструкций, затрагивающих интересы предприятий и организаций других отраслей, согласовывать их содержание с профессиональными объединениями этих секторов экономики. В данном случае было бы весьма полезно получить отзывы о проекте Инструкции от РСПП, «Деловой России» и «ОПОРы».

Другим инструментом учета мнения бизнес-структур могут стать общественные советы, которые в соответствии с Законом об Общественной палате можно создавать при любом государственном ведомстве. Например, в такой совет, сформированный по инициативе академика Евгения Велихова, при Минпромэнерго вошел председатель «Деловой России» Борис Титов.

Тем более пора создать общественный совет при Центробанке, правила работы которого затрагивают интересы всех без исключения предпринимателей и большинства граждан. Кстати, это помогло бы самому ЦБ противостоять попыткам со стороны силовых служб увеличивать объемы контрольных функций. Иначе рано или поздно в любую компанию смогут прийти представители заинтересованных госорганов без всякого повода и задушевно, как в известном романе Михаила Булгакова, спросить: «Откуда валюту взял?». Причем ответы предпринимателей они будут трактовать в удобной для себя форме, как это уже бывало в истории нашей страны.