1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

И болеть и о деньгах не думать…

Доплата пособия по временной нетрудоспособности до фактического заработка работников — нередкое явление в коммерческих организациях. А насколько в данном случае свободны в своих действиях бюджетные учреждения? Об этом — в нашей консультации.

 

Ситуация. Бюджетная организация финансируется из федерального бюджета. В связи с вступлением в силу нового Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» наши сотрудники стали терять в заработной плате в период нахождения на больничном.

В Письме Минфина России от 05.06.2004 № 03-02-05/4/19 разъяснялось, что размер фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности может превышать сумму максимального размера пособия и работодатель может доплачивать работникам из собственных средств до фактического заработка.

С какой статьи экономической классификации бюджетная организация может произвести доплату до фактического заработка за период нахождения сотрудников на больничном? Какие нормативные документы для этого необходимы? Не будет ли данная выплата нецелевым расходованием бюджетных средств?

 

В соответствии с положениями ст. 70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на следующие цели:

·        оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

·        перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

·        трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

·        командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·        оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

·        оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в установленном порядке.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Необходимо учитывать, что с 1 января 2008 г. учреждения вправе будут расходовать выделенные им бюджетные ассигнования в соответствии с положениями уточненной редакции ст.70 Бюджетного кодекса (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»).

Любые расходы бюджетные учреждения вправе осуществлять в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов. В частности, пособие по временной нетрудоспособности своим работникам бюджетные учреждения должны выплачивать в строгом соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон № 255-ФЗ) и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами.

Конкретный перечень осуществляемых из бюджетных средств расходов определяется бюджетной классификацией Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минфина России от 08.12.2006 № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» бюджетные учреждения вправе оплачивать из бюджетных средств первые два дня временной нетрудоспособности в случае заболевания или получения травмы работником. Исключение составляют несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, когда весь период нетрудоспособности с первого календарного дня оплачивается из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Норма об оплате первых двух дней периода нетрудоспособности в случае заболевания или травмы работника за счет средств работодателя (в части бюджетных учреждений имеются в виду средства бюджетного финансирования) закреплена в п. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Произведенные расходы по оплате первых двух календарных дней нетрудоспособности в случае заболевания или травмы работника относятся на подст. 211 «Заработная плата» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Начиная с 3-го календарного дня пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а если быть точнее — из средств начисленного к уплате по принадлежности единого социального налога (в его части, уплачиваемой в ФСС РФ).

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с осуществлением ухода за заболевшим членом семьи, с карантином, с осуществлением протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении, а также при долечивании в расположенных на территории России санаторно-курортных учреждениях с 1-го календарного дня оплачивается из средств ФСС РФ.

Если причиной нетрудоспособности явился несчастный случай или профессиональное заболевание, вся сумма пособия начиная с 1-го календарного дня оплачивается из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сами учреждения являются плательщиками страховых взносов по данному обязательному социальному страхованию.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона № 255-ФЗ размер начисленного пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленной Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. При этом данное правило не касается случаев выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

В 2007 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 16125 руб. из расчета за полный календарный месяц. На это указано в ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год». При этом в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих районных коэффициентов.

Для сведения читателей: на период с 2008 по 2010 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 183-ФЗ установлен в размере 17 250 руб. с его увеличением на величину районного коэффициента.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка работников, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. При этом конкретные правила исчисления пособия определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию».

Финансирование из бюджетных ассигнований доплаты пособия по временной нетрудоспособности сверх установленных ограничений (16 125 руб. + районный коэффициент), в том числе и до фактического заработка работников, действующим законодательством не предусмотрено. В случае осуществления таких доплат из бюджетных средств произведенные расходы будут признаны нецелевыми.

Приведенные в Письме Минфина России от 05.06.2004 № 03-02-05/4/19 разъяснения касались порядка принятия расходов на доплату пособия по временной нетрудоспособности до фактического заработка работника в целях налогообложения прибыли. Исходя из данных разъяснений, налогоплательщик имеет право отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из средств ФСС РФ.

Бюджетное учреждение является плательщиком налога на прибыль в рамках осуществляемой предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В случае наличия соответствующих внебюджетных источников учреждение также вправе осуществлять доплаты пособия по временной нетрудоспособности до фактического заработка работников. Однако в целях налогообложения прибыли такие доплаты могут быть признаны на основании п. 15 ст. 255 Налогового кодекса РФ только в том случае, если соответствующий работник был занят в рамках приносящей доход деятельности и суммы такой доплаты рассчитаны исходя из заработной платы данного работника за 12 последних календарных месяцев, учтенной в целях исчисления налога на прибыль.

В случае если учреждение из внебюджетных источников будет осуществлять доплаты пособия по временной нетрудоспособности работникам, занятым в основной бюджетной деятельности, такие расходы не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основании п. 1 ст. 252 НК РФ.