На статью «Тарифы в свободном полете» («ЭЖ» № 38)

| статьи | печать

Главная причина дороговизны авиабилетов на внутренних рейсах, конечно, объективная: внутри России мы летаем, как правило, на отечественных самолетах, а они невероятно «прожорливы». «Топливная составляющая» себестоимости этих рейсов доходит до 40 — 50%, то есть вдвое выше, чем на аналогичных маршрутах, выполняемых на «Боингах» и т.п. Но виновата и монополизация местных авиалиний и аэропортовских служб. Так что нужно прежде всего навести порядок в этом вопросе.

Кстати, на Аляске был случай, когда жители одного из тамошних городов вышли на демонстрацию, требуя обеспечить конкуренцию в местном аэропорту (туда летала одна авиакомпания). Власти приняли меры, договорились еще с двумя авиакомпаниями о регулярных рейсах. Результат: цены на авиабилеты упали почти на треть. У нас — все наоборот: аэропортовские ТЗК, созданные еще в советское время по одной штуке на каждый аэродром (а зачем больше при плановой экономике?) и приватизированные своими же, наиболее «шустрыми», сотрудниками, дерут втридорога с авиакомпаний (значит, с клиентов). Но ФАС не видит в этом ничего противозаконного.

Доходит до смешного: наши авиакомпании периодически выясняют, что зарубежная заправка дешевле «домашней», и переводят зарубежные рейсы на «гостевую» заправку, получая на этом неплохую экономию. Но внутренние рейсы продолжают оставаться сверхдорогими. А ведь «там» нефть, как правило, привозная, а у нас — своя.

Олег Орлов, аспирант, Воронеж