Лицо айтишника

| статьи | печать

ИТ-специалисты в той или иной мере востребованы во всех сферах бизнеса. Тем не менее слишком часто качество их профессиональной подготовки оставляет желать лучшего, потому что высшая школа с трудом представляет, чему и как их учить. С появлением профстандартов ситуация может измениться.

 

В бизнес-среде, в академическом сообществе и в кулуарах госведомств разговоры о необходимости разработки и широкого внедрения профессиональных стандартов в области ИТ велись уже давно. В этом году процесс наконец-то сдвинулся с мертвой точки: Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и Мининформсвязи РФ при участии ведущих компаний ИТ-отрасли подготовили пакет соответствующих документов (см. «ЭЖ» № 27, стр. 32).

Профессиональные стандарты отражают минимально необходимые совокупные квалификационные требования к ИТ-специалисту. Они предназначены для подбора и расстановки кадров, планирования и нормирования труда, развития систем управления персоналом на предприятиях малого, среднего и крупного бизнеса. Кроме того, они используются в целях решения задач профессиональной ориентации, создания системы добровольной сертификации персонала и оценки уровня компетентности работников предприятия. Но самое главное: профстандарты служат ценностным ориентиром для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей, а также для проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, в том числе и с помощью дополнительного бизнес-образования.

Рассмотрим в качестве примера профстандарт по одной из самых востребованных и, увы, дефицитных на сегодняшний день профессий — «Системный архитектор».

Специалисты, обладающие необходимыми для работы в этой области компетенциями, незаменимы для всех компаний, где возникает потребность в проектировании и программной реализации информационных систем.

В стандарте, как и в остальных документах, установлены требования к профессиональным компетенциям ИТ-специалиста по квалификационным уровням. Для рассматриваемой в примере профессии их три — с 3-го по 6-й. В этих уровнях выделяется сегмент сферы труда, для которого прописан данный стандарт, — информационные технологии, подсектор — разработки программных систем.

Для самого низкого, 3-го, уровня квалификации в качестве направления деятельности системного архитектора указывается разработка архитектуры, требований и спецификаций на уровне отдельных компонент или небольших приложений в рамках информационной системы. При этом к нему предъявляется требование опыта работы не менее двух лет и наличия квалификации минимум 2-го уровня по профессии «Программист» (см. соответствующий стандарт на веб-сайте АП КИТ — www.apkit.ru).

Отличие от высшего, 6-го, квалификационного уровня заключается в том, что последний предполагает в качестве направления деятельности уже не просто разработку архитектуры, но и руководство работой групп отдельных проектов и ответственность за распределение ресурсов и за результат деятельности в целом.

По мнению разработчиков, профессиональные стандарты вполне могут стать объективной основой для создания системы добровольной сертификации ключевых специалистов (см. «ЭЖ» № 37 за 2006 г., стр. 32), претендующих, например, на должности генерального конструктора или главного архитектора ИТ-системы.

Помимо перечней должностных обязанностей по каждому квалификационному уровню в стандарте приводится подробное описание основных умений, навыков и знаний, необходимых для их выполнения.

Таким образом, на примере одного стандарта становится очевидным, что в руках работодателей и их сотрудников, высшей школы и государства оказались выработанные совместными усилиями заинтересованных сторон ориентиры для анализа, оценки и повышения качества образования и квалификации ИТ-кадров. Это всего лишь инструмент, который нуждается в постоянной отладке и настройке в соответствии с последними достижениями, в том числе в сфере высоких технологий. Но при грамотном и последовательном его использовании в целях профессионального роста отечественных айтишников российская экономика вполне способна сделать очередной шаг на пути к информационному обществу.

 

 

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЛЯ 3-ГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ПРОФЕССИИ «СИСТЕМНЫЙ АРХИТЕКТОР»:

 

 

·        сбор и анализ требований к разрабатываемой компоненте системы, оценка осуществимости и выработка критериев их выполнения;

·        участие в разработке детализации архитектуры системы с учетом спецификации ее компоненты;

·        контроль исполнения архитектурных решений в реализации компоненты;

·        участие в организации и планировании тестирования компоненты;

·        разработка проектной и технической документации;

·        анализ качества программного продукта;

·        участие в сопровождении программного продукта;

·        саморазвитие.

 

 

К СВЕДЕНИЮ

Компетенция — измеримая совокупность характеристик работника, определяющая эффективность исполнения обязанностей и описываемая через поведенческие проявления знаний, умений, навыков, свойств личности работника.

Компетентность — обладание компетенцией, наличие той или иной компетенции у работника, его мастерство в достижении результатов деятельности, проявляемое за счет целеустремленного применения своих компетенций.

Квалификация — степень профессиональной подготовленности работника к выполнению трудовой деятельности.

Квалификационный уровень — совокупность требований к профессиональной подготовленности работника, учитывающих сложность, нестандартность и степень ответственности при осуществлении трудовой деятельности.