1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1480

Как продать дооцененное

Какие проводки следует оформить при продаже основного средства (помещение)? Помещение продано в июле 2007 г. за 1 844 000 руб. Первоначальная стоимость по данным бухгалтерского учета — 62 830 руб. С момента приобретения помещение несколько раз дооценивалось (последний раз по состоянию на 01.01.2007). Восстановительная стоимость по состоянию на 01.01.2007 — 1 273 611 руб., сумма амортизации на эту дату (с учетом переоценки) — 622 752,66 руб. Организация применяет упрощенную систему налогообложения и ЕНВД.

Б.В. Серова, ООО «Череповецбытсервис», Череповец

Порядок выбытия объекта основных средств в результате его продажи регламентируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств», Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания), и Инструкцией по применению Плана счетов.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Для оформления этих проводок в вашем случае недостает информации о сумме накопленной амортизации, то есть сумме амортизации, начисленной за все время эксплуатации объекта. Естественно, что речь идет о сумме амортизации, числящейся по данному объекту по кредиту счета 02, то есть о сумме амортизации с учетом переоценок.

Допустим, что на момент выбытия сумма амортизации по объекту составляет 680 000 руб.

Тогда списание объекта основных средств в результате продажи отразится в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

субсчет «Выбытие основных средств»

— 1 273 611 руб. — на сумму восстановительной стоимости помещения

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

субсчет «Выбытие основных средств»

— 680 000 руб. — на сумму накопленной амортизации

Дебет 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

субсчет 2 «Прочие расходы» субсчет «Выбытие основных средств»

— на сумму остаточной стоимости объекта основных средств — 593 611 руб. (1 273 611 руб. – 680 000 руб.).

Пунктом 30 ПБУ 6/01 установлено, что если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Согласно п. 31 Методических указаний доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

На сумму выручки от продажи помещения в бухгалтерском учете организации будут оформлены проводки:

Дебет 62 Кредит 91 субсчет 1 «Прочие доходы»

субсчет 1 «Прочие доходы»

— 1 844 000 руб. — отражена сумма выручки, причитающаяся к получению от покупателя

Дебет 51 Кредит 62

— 1 844 000 руб. — выручка от продажи помещения получена на расчетный счет организации.

Поскольку организация совмещает спецрежимы «упрощенная система налогообложения» и «система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход», плательщиком НДС она не является (ст. 346.11 и 346.26 НК РФ). Соответственно по операции продажи объекта основных средств НДС не начисляется.

Так как продаваемый вами объект основных средств ранее подвергался переоценке (дооценке), при его списании с баланса необходимо выполнить еще одно правило: согласно п. 15 ПБУ 6/01 при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

Как следует из вопроса, помещение в течение его эксплуатации подвергалось только дооценке. Согласно правилам отражения дооценки в бухгалтерском учете, установленным п. 15 ПБУ 6/01 и п. 48 Методических указаний, сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации, то есть отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала:

Дебет 01 Кредит 83.

В вашем случае общая сумма дооценки объекта составляет 1 210 781 руб. (1 273 611 руб. – 62 830 руб.).

Кроме того, по дебету счета 83 в корреспонденции с кредитом счета 02 должна была отражаться сумма корректировки начисленной амортизации:

Дебет 83 Кредит 02.

Та сумма дооценки, которая в результате оформления этих проводок числится по кредиту счета 83 в отношении данного объекта (разница между дооценкой первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленной амортизации), и должна быть включена в нераспределенную прибыль организации.

Допустим, что общая сумма корректировки амортизации, отраженная по дебету счета 83 в результате дооценок объекта, составила 592 029,79 руб.

Тогда в аналитическом учете по кредиту счета 83 в отношении данного объекта основных средств должна числиться сумма 618 751,21 руб. (1 210 781 руб. – 592 029,79 руб.).

Соответственно при продаже объекта необходимо оформить проводку:

Дебет 83 Кредит 84

— 618 751,21 руб.

субсчет «Выбытие основных средств» субсчет «Выбытие основных средств» субсчет 2 «Прочие расходы» субсчет «Выбытие основных средств» субсчет 1 «Прочие доходы»