Спасение «утопающих»

Российские вузы и ссузы не могут обеспечить бизнес кадрами ни по количеству, ни по качеству своих выпускников
| статьи | печать

Несколько сотен российских вузов и средних специальных учебных учреждений ежегодно выпускают десятки тысяч специалистов в области информационных технологий. Но их не хватает для работы ни в ИТ-отрасли, ни на предприятиях народного хозяйства. Потребность в ИТ-персонале будет нарастать и дальше вне зависимости от приоритетов развития информационных технологий.

 

Результаты двух исследований, проведенных по заказу Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), подтвердили многолетние ощущения недостатка в ИТ-специалистах. При этом работа в сфере ИТ является достаточно высокооплачиваемой, поэтому приток кадров в этот сектор экономики не прекращается. Но происходит это за счет обескровливания других стратегически важных секторов. В итоге значительно повышается себестоимость отечественных товаров и услуг ИТ-индустрии и снижается конкурентоспособность российских компаний на внутреннем и внешнем рынках.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, по мнению исследователей, необходимо пересмотреть соотношение численности мест в учебных заведениях по различным специальностям в зависимости от потребностей экономики страны, а также увеличить число бюджетных мест в них ежегодно на 50%. Кроме того, надо разработать систему поддержки преподавателей ИТ-дисциплин в вузах.

Свой вклад в дело развития подготовки ИТ-кадров внесли ведущие ИТ-компании, разработав под руководством комитета АП КИТ по образованию стандарты профессиональной ИТ-деятельности, которые могут служить основой образовательных стандартов.

Пока же предприятия народного хозяйства решают проблему, как количественную, так и качественную, ИТ-кадров по мере своих возможностей. Из соображений экономии, подчас вполне оправданной, на работу принимаются студенты старших курсов и недавние выпускники учебных заведений, не имеющие достаточного практического опыта.

Между тем такие «пролетарии умственного труда» отдают предпочтение решению собственных профессиональных задач за счет предприятия, а не обслуживанию ИТ и их пользователей. Долго они на одном месте не задерживаются: в зависимости от способности к самостоятельному освоению нового бойко шагают по карьерной лестнице с непременным повышением в должности и зарплате.

Проверить оправданность притязаний этих специалистов ни руководство компаний, ни их кадровые службы самостоятельно не могут, даже имея стандарты профессиональной деятельности. Кроме того, как и в любой другой профессии, в области ИТ существует много специальностей и специализаций. Выбрать нужную — тоже одна из проблем, которую приходится не то чтобы решать, а угадывать руководителям компаний.

Острая нехватка ощущается и в управленческих кадрах, менеджерах проектов и сервисов. Поэтому на большинстве предприятий отсутствует преемственность ИТ-решений, с приходом каждого нового ИТ-сотрудника их лихорадит. Тут уже не до развития — обеспечить хотя бы текущую деятельность. Иногда ИТ-подразделения превращаются в некие «правительства» сами для себя, им не до сервисов, ориентированных на клиентов — пользователей ИТ в компании.

Даже если предприятию повезет с айтишником, в любом случае работнику понадобится в среднем до полугода на адаптацию к деятельности, бизнес-процессам и корпоративной культуре, а также и на переподготовку за счет того же предприятия.

Имеются прецеденты, когда организации переманивают к себе на работу сотрудников ИТ-компаний, осуществляющих поставку или внедрение информационных систем. Такой подход временно может решить проблему. Но проект когда-нибудь закончится, и содержать высококвалифицированного сотрудника для поддержания функционирования системы уже становится невыгодным.

Казалось бы, положение с ИТ-кадрами может спасти аутсорсинг. Однако неразвитость аутсоринга в стране и несовершенство законодательной базы не способствуют его популярности. Поэтому столь важны для каждого предприятия личная воля руководителя и разработка кадровой политики, в том числе и в отношении ИТ.

Но даже и в этом случае решить кадровый вопрос бизнес самостоятельно не сможет. Нужны соответствующие государственные программы по подготовке кадров, в первую очередь в области информационных технологий, поскольку именно они могут стать скоростным экспрессом в будущее.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Число занятых в сфере информационных технологий (ИТ) в 2006 г. составляло 865 тыс. человек — менее 1,2% от трудоспособного населения. При этом 260,7 тыс. человек (30%) были заняты в ИТ-индустрии, а 604,6 тыс. (см. табл.1) трудились на предприятиях народного хозяйства (70%): 42 и 40% соответственно — в среднем и малом бизнесе, 13% — в крупном. 5% составили так называемые фрилансеры, каждый из которых обслуживает сразу по нескольку компаний.

Тем не менее отечественная экономика ощущала нехватку 188,3 тыс. ИТ-специалистов (81,6 тыс. — ИТ-индустрия и 106,7 тыс. — предприятия), что в 2,7 раза больше числа выпускников профильных образовательных учреждений (см. табл. 2, 3). Для сравнения: в США доля ИТ-специалистов от трудоспособного населения составляет 3,79%, а в Великобритании и Германии — по 3,4%.

Если Россия будет развиваться по «сырьевому» сценарию, то к 2012 г. дефицит специалистов в ИТ-индустрии достигнет 68,5 тыс. человек и 165 тыс. — в народном хозяйстве, а если по «технологическому» — 485,6 тыс. и 65,4 тыс. соответственно, что в 3—6 раз превысит число студентов, принятых в 2007 г. в профильные вузы и ссузы.

В основном высшая школа готовит специалистов по разработке программных продуктов (см. табл. 4), которых, кстати, тоже катастрофически не хватает. Специалистов по внедрению и эксплуатации информационных систем также недостаточно.

 

МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Кирилл Соловейчик, к. э. н., генеральный директор ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»:

— Проблемы внедрения и поддержки ИТ зачастую связаны с недостаточным образованием в области методов автоматизации и общих тенденций их развития. К этому можно добавить сложные финансовые условия предприятий несырьевого сектора экономики с их невысокими по сравнению с другими игроками рынка заработными платами. Учитывая специфику работы ИТ-специалистов в нашей компании — способность к самостоятельному созданию программных продуктов, технических решений, знание бизнес-процессов в сфере управления и производства, — основополагающим является их качественная характеристика (квалификация). Поэтому мы делаем ставку на воспитание необходимого персонала в компании. Сотрудники ИТ-службы подбираются также отделом кадров на рынке труда или в вузах через механизм производственных практик.

Из числа сотрудников информационного вычислительного центра, хорошо представляющих структуру предприятия и управление бизнес-процессами, и наиболее перспективных молодых специалистов был создан институт ведущих специалистов. Он позволяет:

·        практически исключить потери от неизбежной ротации кадров;

·        создать нормальный психологический климат за счет взаимоотношений «учитель — ученик» вместо «лидер — ведомый»;

·        обеспечить мотивацию к самообразованию и повышению квалификации;

·        исключить затраты (часто неоправданные) на привлечение специалистов с высокими материальными запросами.

 

Владимир Быстров, заместитель генерального директора по развитию, ОАО «Завод «СТАРОРУСПРИБОР»:

— На предприятиях все вопросы, связанные с информационными технологиями, должны решаться только в форме аутсорсинга. ИТ-обеспечение — это высокотехнологичные процессы, следовательно, их решение требует высокой квалификации участников этих процессов. В их отсутствии и кроется главная причина столь плачевного состояния с внедрением и использованием ИТ-технологий в большинстве наших компаний.

Поэтому недостаток в ИТ-кадрах ощущаем сильно. Квалифицированные сотрудники уезжают в крупные города и специализированные компании. Сегодня людей берем в основном в местном колледже. Готовят их неплохо, но сыровато. Зато, как только они чему-то научатся у нас, тут же уезжают. Учим только сами. Средства на специализированную подготовку не выделяются. Никакой политики на заводе по отношению к айтишникам нет, но и подготовка ИТ-кадров в стране, на мой взгляд, сильно оторвана от реального производства.