1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Надо наводить порядок в доме

Свердловская область — один из самых не только промышленно развитых, но и экологически неблагополучных регионов России. Здесь находятся многие крупные предприятия металлургического и топливно-энергетического комплексов, негативно влияющие на окружающую среду. Но было бы несправедливо упрекать местные власти в том, что они не пытаются изменить существующее положение. Областное правительство выделяет немалые деньги на природоохранные мероприятия, реализует ряд экологических программ. Об этом наш разговор с заместителем министра природных ресурсов Свердловской области Галиной ПАХАЛЬЧАК.

 

— Галина Юрьевна, стало ли уральцам легче дышать в прошлом году?

— По предварительным данным, по сравнению с предыдущим годом зафиксировано снижение вредных выбросов в атмосферный воздух порядка 2—3%, в пределах 1% есть снижение сбросов в водные объекты, до 80 млн тонн увеличена переработка отходов.

В прошлом году губернатор Свердловской области объявил 2008 г. Годом чистоты, поскольку проблема отходов очень беспокоит областное правительство.

Год чистоты объявлен для того, чтобы привести область в порядок, сделать ее комфортной для жизни, а также для того, чтобы достойно принимать гостей. Тем более что в 2009 г. в Екатеринбурге будет проходить заседание глав государств ШОС.

 

— Какие мероприятия будут проводиться в рамках Года чистоты?

— В постановлении Правительства Свердловской области об утверждении Года чистоты предусмотрен ряд мероприятий по созданию межмуниципальных комплексов по сортировке отходов, развитию стационарных и передвижных пунктов приема вторичных ресурсов. В советские времена уже существовал опыт работы таких пунктов, и наша задача состоит в том, чтобы реанимировать это направление.

Кроме того, планом мероприятий предусмотрен комплекс мер по ликвидации несанкционированных свалок в полосах отвода автомобильных дорог, садовых кооперативах, лесных и природных парках области.

Мы предложили муниципалитетам подготовить новый нормативный документ — Правила по обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования. Раньше они должны были разрабатывать генеральные схемы санитарной очистки, но новые Правила несколько шире, чем эти схемы.

Помимо этого, предстоит проведение различных мероприятий, связанных с экологическим воспитанием, подготовка социальных телевизионных роликов, пропагандирующих Год чистоты. Впервые будут проведены конкурсы среди журналистов муниципальных СМИ, освещающих данную тематику, и среди организаций, которые на территории МО наилучшим образом осуществляют обращение с отходами.

Но этот план — не догма, его можно корректировать и дополнять новыми мероприятиями.

 

— Каким образом предприятия решают вопросы загрязнения окружающей среды?

— Очень медленно решают экологические проблемы предприятия энергетического комплекса. Это связано с отсутствием «доброй воли» собственников и руководителей этих предприятий. Их затраты на природоохранные мероприятия несоизмеримы с их же вкладом в загрязнение окружающей среды, с полученной от производственной деятельности прибылью.

В Свердловской области энергетики и металлурги примерно одинаково загрязняют окружающую среду, но затраты на решение своих экологических проблем у энергетиков и металлургов несопоставимы. Если металлурги вкладывают более 90% от общего объема инвестиций в природоохранную деятельность, то энергетики вкладывают в пределах 1—1,5%.

 

— Так мало? Неужели их никто не контролирует?

— Их контролируют федеральные природоохранные ведомства, Ростехнадзор. Так, в ведении этих организаций, к примеру, надзор за работой Рефтинской ГРЭС. Деятельность Рефтинской ГРЭС рассматривалась и на заседании Комиссии по экологии Правительства Свердловской области, на котором были определены меры ответственности энергетиков. Встречались мы и с руководителями ГРЭС. Как результат, в 2007 г. в отличие от предыдущих лет энергетики начали инвестировать в природоохранную деятельность.

Существуют и другие серьезные экологические проблемы — например, загрязнение водных объектов хозбытовыми стоками, ливневые канализации практически не имеют очистных сооружений. Очень остро стоит проблема безопасного размещения и использования бытовых отходов. Сегодня в Свердловской области даже полигоны бытовых отходов, которые имеют разрешительные документы, не соответствуют требованиям времени, так как практически ни один из полигонов не имеет ни весового, ни радиационного мониторинга, ни мониторинга за воздействием полигона на водные объекты. Поэтому для решения этих проблем нам предстоит вкладывать достаточно серьезные финансовые средства из бюджетов всех уровней.

 

— Увеличится ли финансирование экологических программ?

— Пока увеличение незначительное — на 10% по сравнению с 2007 г. Но мы будем выходить на председателя Правительства Свердловской области с просьбой увеличить нам объемы финансирования с учетом тех мероприятий, которые мы хотели бы провести в рамках Года чистоты.

 

— Недавно руководители нашего государства выдвинули целый ряд предложений, направленных на улучшение экологической ситуации в стране. Какие из них вы считаете наиболее важными, актуальными?

— Я считаю, что работу природоохранных надзорных органов давно уже нужно упорядочить. Экологическое законодательство нашей страны, особенно в части обращения с отходами, очень негармонично, оно не соответствует европейскому законодательству.

Мы загоняем наши предприятия в угол тем, что у нас, например, отсутствует четкое понятие того, что же такое опасные отходы. У нас предприятие, которое образует отходы 1—2-го классов опасности, и предприятие, которое образует практически неопасный бытовой мусор, должны оформлять одни и те же разрешительные документы. Уверена, что это неправильно, что в законе должно быть четко прописано, кто, как и за что должен платить и какие разрешительные документы должен оформлять.

В Российской Федерации до сих пор, несмотря на наши многочисленные обращения в федеральные органы власти, существуют два классификатора отходов и предприятия вынуждены дважды расходовать деньги для определения класса опасности отходов. Поэтому я полностью поддерживаю решение о гармонизации нашего законодательства, о сокращении бюрократических препон, о создании единого надзорного органа в сфере охраны окружающей среды. И считаю, что период, когда существовала Госкомэкология, был самым благоприятным и понятным — как для природопользователей, так и для контролеров. Хорошо бы к этому вернуться.