1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Недоразвитые институты развития

Среди длинного перечня созданных последние 2—3 года государственных форм стимулирования экономического роста пока нет ни одной, которая заработала бы в полную силу. Огромные бюджетные средства болтаются на счетах многочисленных фондов и других госструктур вместо того, чтобы работать в реальной экономике, способствуя ее переводу на инновационные рельсы.

 

Давно известно, что русский мужик долго запрягает, но потом быстро едет. К сожалению, эта народная мудрость не распространяется на российских чиновников, по крайней мере ее вторая часть.

После периода длительных дискуссий, которые начались еще 8 лет назад, государство выработало-таки к 2005 г. современный инструментарий экономической политики. Но до сих пор практически все виды господдержки развития экономики топчутся на месте. Несмотря на огромные цифры с десятью и более нулями, озвученные с самых высоких трибун, в реальный сектор нашего хозяйственного комплекса попадают просто капли из этой виртуальной финансовой Ниагары.

Из 265 млрд руб. средств Инвестиционного фонда, выделенных за 2 года бюджетом и, добавим, собранных за счет налогов с российских предприятий, на инвестиционные проекты в 2007 г. было израсходовано только 1,8 млрд руб. (менее 1%). Правда, не все участники затянувшегося процесса финансирования могут пожаловаться на недостаток средств. Порядка 400 млн руб. были потрачены на услуги инвестиционных консультантов, которые проводили предварительную оценку проектов.

Всего было отобрано 20 инвестиционных предложений, то есть на 1 проект пришлось 20 млн руб. Заметим, что в данном случае речь не идет о разработке проектно-сметной документации, которая обычно стоит немалых денег, а лишь о процедуре оценки.

Медлительность становится характерной чертой всех институтов развития. Даже Российская венчурная компания (РВК), созданная для стимулирования самого «шустрого» сегмента экономики — малых инновационных фирм, большой поворотливостью не отличается. Первую «порцию» бюджетных денег (5 млрд руб.) она получила еще год назад, но до «малышей» деньги пока не дошли.

Зато не теряют времени даром управляющие компании, созданные для распоряжения средствами венчурных фондов, финансируемых из средств РВК. Например, УК «Биопроцесс Кэпитал Партнерс», образованная для распоряжения деньгами фонда с одноименным названием, уже успела выписать себе вознаграждение по итогам 2007 г. в размере 3,1 млн руб., хотя формирование самого фонда объемом 3 млрд руб. закончилось 19 декабря прошлого года. Конечно, толковым менеджерам и 10 дней хватит для успешной и хорошо оплачиваемой работы.

Один из самых мощных институтов господдержки — Банк развития, уставный капитал которого составляет 250 млрд руб., — до сих пор разрабатывает стратегию своего собственного развития. А отечественным компаниям, как нетрудно догадаться, в это время приходится искать заемные средства в других, иногда совсем далеких местах и краях.

Редакция «ЭЖ» регулярно публикует материалы, в которых выступает за активное использование огромных средств, накопленных державой, для инвестирования в наш хозяйственный комплекс. Но государственные институты развития должны быть локомотивом движения экономики по инновационному пути, а не болотом стагнации, в котором киснут и обесцениваются деньги налогоплательщиков.