Панель функций на службе у бухгалтера

| статьи | печать

Основными приоритетами развития «1С:Бухгалтерии 8» в настоящее время являются упрощение самостоятельного освоения программы, повышение удобства работы и развитие сервисных возможностей. Именно для решения этих задач в новой редакции 1.6 и получила дальнейшее развитие «Панель функций», использование которой помогает каждому бухгалтеру создать для себя комфортный рабочий «микроклимат».

Организация рабочего пространства в бухгалтерской программе — значимый фактор удобства работы, не меньший, чем удобная офисная мебель. В новой редакции «1С:Бухгалтерии 8» «Панель функций» приобрела вид организованного рабочего стола, на котором все разложено «по полочкам-закладкам», которые пользователь выбирает в зависимости от того, какой участок учета актуален в данный момент. 10 из 12 предлагаемых закладок соответствуют основным участкам учета и могут быть очень удобны для организации работы бухгалтеров-операционистов. Еще 2 — «Предприятие» и «Монитор» — поле работы главного бухгалтера и его заместителя.

«Монитор», кроме того, может послужить и удобным информационным табло для руководителя, так как представляет срез основной финансово-управленческой информации (с той лишь оговоркой, что эта информация целиком относится к бухгалтерскому учету).

 

Начинаем работать

Первая закладка «Предприятие» содержит ссылки, относящиеся к общим вопросам ведения учета в данной информационной базе. Иконки первого ряда раздела «Начало работы» используются, либо когда начинается работа с этой базой в целом, либо когда в ней начинается ведение учета по новой организации. Во втором случае бухгалтер получает возможность либо воспользоваться «Стартовым помощником», который специально расположен первым среди всех иконок раздела, либо поочередно обращаться к отдельным иконкам первого ряда для работы с каждым из основных справочников или регистров.

Второй ряд иконок (ссылок) в этом разделе отражает весь спектр возможностей по сопровождению работы с данной информационной базой. Практически все из них могут быть реализованы дистанционно, для этого лишь необходимо иметь подключение к Интернету. По каждой из ссылок происходит обращение к тому или иному сетевому ресурсу, а иконка «Обновление через Интернет» позволяет обратиться к мастеру загрузки обновлений, который пошагово поможет пользователю самостоятельно загрузить обновления.

В левом нижнем углу расположены 4 ссылки на документы, работа с которыми также относится к первоначальному этапу работы — ввод начальных остатков. Дополнительно к ним те остатки, которые не требуют одновременной записи в регистры, вводятся с помощью «Операции, введенной вручную». Для этого можно воспользоваться одноименной ссылкой в лежащем выше разделе «Журналы».

В разделе «Справочники» закладки «Предприятие» расположена ссылка на справочник типовых операций, в разделе «Отчеты» присутствуют ссылки на все основные формы стандартных отчетов по бухгалтерскому и налоговому учету, а также ссылка для обращения к подсистеме управления регламентированной отчетностью.

Из закладки «Предприятие» можно быстро и удобно обратиться к «Планам счетов» (бухгалтерского или налогового учета) и открыть по любому их них «Табло счетов».

 

Рабочее место бухгалтера-операциониста

Закладки «Банк», «Касса», «Покупка», «Продажа», «Склад», «Производство», «ОС» (основные средства), «НМА» (нематериальные активы), «Зарплата» и «Кадры» построены по единому принципу и повторяют состав основных операционных разделов главного меню программы.

Рассмотрим подробнее закладку, относящуюся к одному из основных участков учета — учету наличных денежных средств. Для этого обратимся к закладке «Касса». Она содержит 4 раздела: «Схема работы», «Журналы», «Справочники» и «Отчеты». Раздел «Схема работы» предлагает быстрый доступ к трем видам документов, щелчок мышки по иконке открывает журнал соответствующего вида документов.

В разделе «Журналы» можно обратиться не только к журналу всех кассовых документов (как приходных, так и расходных кассовых ордеров), но и к тем журналам, в которых расположены документы, связанные одновременно с оплатой и с подсистемой учета НДС. Кроме того, здесь же — ссылка на обработку, позволяющая быстро и удобно сформировать счета-фактуры на полученные от покупателей авансы.

Из раздела «Справочники» щелчком мышки можно обратиться к основному справочнику подсистемы учета денежных средств — «Статьи движения денежных средств» и к спискам контрагентов и физических лиц, с которыми могут осуществляться денежные операции.

Раздел «Отчеты» позволяет обращаться к стандартным отчетам различных форм по счету 50 «Касса» и быстро переходить к формированию основного отчета данного раздела учета — «Кассовой книге». Тут же размещена ссылка для обращения к оборотно-сальдовой ведомости по счету учета расчетов с подотчетными лицами.

Рассмотрим еще одну закладку — «Покупка». Она содержит точно те же разделы, что и предыдущая, но содержание ссылок в ней иное.

В разделе «Схема работы» виден состав документов, которые могут участвовать в полном цикле процедур по оформлению покупки товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг. Чтобы выписать «Доверенность», надо обратиться к соответствующей ссылке-картинке, после чего заполнить документ. С той же легкостью открывается список документов «Поступление товаров и услуг» — как в случае необходимости ввести новый документ, так и для того, чтобы найти ранее введенный. А это, в свою очередь, может понадобиться для того, чтобы отразить поступление оригинала счета-фактуры (не поступившего одновременно с товаром) или для того, чтобы отразить какие-либо дополнительные расходы: услуги перевозчика и др., которые необходимо распределить на стоимость полученных ТМЦ, или же, например, стоимость таможенной очистки импортных товаров. К документам, отражающим дополнительные расходы, можно обратиться и непосредственно. Здесь же можно выбрать документы «Возврат товаров поставщику» и «Отчет комитенту о продажах товаров».

Свой набор ссылок определен и в разделе «Журналы». В первую очередь это ссылка на журнал «Документы поставщиков». В нем можно видеть все документы, связанные с поставкой ТМЦ (услуг), и оплаты по ним, а также выполнять отборы по любым критериям.

В разделе «Справочники» расположены ссылки на 3 справочника, непосредственно участвующих в работе участка закупок ТМЦ: «Контрагенты», «Номенклатура» и «Склады».

Раздел «Отчеты» предоставляет возможность быстрого обращения к оборотно-сальдовым ведомостям по счету «Учет расчетов с поставщиками» (60) и счетам учета товарно-материальных ценностей (10 и 41).

На закладке «Покупка» есть еще один раздел — «НДС». В нем содержится все необходимое для контроля наличия и состояния введенных счетов-фактур (ссылки на «Отчет по наличию счетов-фактур» и «Журнал полученных счетов-фактур») — собственно, сам отчет «Книга покупок» и «Помощник по учету НДС», который позволяет не потерять ни одной операции для получения отчетов «Книга покупок» и «Книга продаж».

По той же схеме организовано пространство на остальных операционных закладках «Панели функций».

 

Персональный «Монитор» — для главного бухгалтера

Последняя из закладок «Панели функций» — «Монитор» — представляет пользователям новые возможности: впервые в удобной для восприятия визуальной форме можно быстро получить и оценить основные сводные данные финансово-управленческого плана. Для этого необходимо выбрать соответствующую дату в поле «По состоянию на:», нужную организацию и щелкнуть по кнопке «Обновить».

В результате будут получены 2 диаграммы и 2 табличных отчета, сгруппированные в 2 раздела. Первый — «Остатки денежных средств на расчетных счетах и в кассе» — представляет собой информацию об изменениях остатков денежных средств за неделю (диаграмма) и итоговый отчет о суммарных и детализированных денежных остатках по кассе и счетам в банках (раздельно по расчетным счетам в банках и общая сумма безналичных остатков).

В разделе «Кредиторская и дебиторская задолженность» также есть диаграмма, представляющая недельную динамику общих сумм взаиморасчетов и таблицу, детализирующую эти остатки по контрагентам на заданную же дату.

Разумеется, для того чтобы закладка «Панели функций» работала оперативно, надо все соответствующие документы вводить в базу своевременно.

Раздел «Отчетность и платежи» расположен в нижней части формы закладки «Монитор». Это настоящий бухгалтерский органайзер, который сообщает о запланированных событиях, связанных с регламентированным учетом. Непосредственно из этой формы можно обратиться к форме самого «горящего» отчета (заполнить, распечатать, отправить) и к форме платежного поручения исходящего, которое открывается с предустановленной операцией.

Каждый бухгалтер найдет в «Панели функций» то, что поможет ему создать свой собственный комфортный рабочий «микроклимат».