Грудь в крестах или голова в кустах

| статьи | печать

В начале этого года было отмечено одно знаменательное событие: наш ВВП в 2007-м достиг масштабов российской экономики 1990 года. Но торжествовать особо нечего. Догнали себя, теперь надо гнаться за глобальными конкурентами. Цели и сроки уже поставлены и оформляются в стратегию развития до 2020 года. Но вопрос, однако, не в том, куда бежать, а как.

 

Обратили внимание, как в последнее время обострились споры о том, какие экономические рычаги и стимуляторы вписать в стратегию-2020? Причем если раньше «фронт» проходил между бизнесом и экономическими министерствами, то теперь «кошка пробежала» между МЭРТом и Минфином. Экономисты все настойчивее требуют вписать в стратегию развития снижение ставки НДС уже со следующего года, финансисты советуют не горячиться, а отложить этот вопрос на 2—3 года. Пока удалось перенести его решение на август, чтобы хорошенько все посчитать. Ради этого сдвинули на осень и принятие стратегии.

Какие расчеты получит Минфин, догадаться несложно. Причем уже в ближайшие годы, о чем «ЭЖ» не раз предупреждала, сальдо торгового баланса России может уйти в ноль, так что мощная нефтедолларовая подпитка прекратится. А тут еще инфляция вырвалась. Для борьбы с ней снижение налоговой нагрузки совсем не в струю.

Справедливости ради отметим, что внешнеторговая динамика уже подливает на мельницу финансистов. В последние годы импорт растет намного быстрее экспорта, в результате в прошлом году сальдо торгового баланса, по данным МЭРТ, не приросло, как в предыдущие годы, а уменьшилось относительно 2006 г. на 5,1%. Заметим, что и счет текущих операций платежного баланса России «похудел» в 2007-м почти на 17%.

И это при колоссальном росте цен на наши топливно-энергетические товары, доля которых в отечественном экспорте составляет около 70%. Так, за прошлый год экспортная цена на нефть, по данным Росстата, выросла на 59,8%. Судя по последней информации, с этим у наших углеводородов по-прежнему все в порядке. Но не очень в порядке с их добычей. Ее прирост в последние годы идет с большой натугой, в разы уступая среднему показателю по промышленности.

Словом, окно удачного торгового баланса может захлопнуться, что резко ограничит возможности для модернизации и роста экономики.

Вот и надо успеть по максимуму ее модернизировать, раскрутить, диверсифицировать тот же экспорт, чтобы слезть наконец с сырьевого крючка, пока для этого есть ресурсы, — так отвечают финансистам экономисты. В сущности, на это и направлена борьба за снижение НДС, ведь все эти технологии, инновации, рост производительности и качества напрямую завязаны на высокую добавленную стоимость.

Правда, и эксперты МВФ предупреждают, что в нашей экономике уже обозначились признаки «перегрева» и надо бы притормаживать. Но вот данные от академика Абела Аганбегяна: до 2006 г. по доле инвестиций в ВВП Россия была едва ли не последней среди всех стран (16—18%) и только теперь вышла по этому показателю на уровень неспешно растущих экономик развитых государств (21%). Для развивающихся же стран он составляет 35%, а в Китае — все 46%. Такой вот у нас «перегрев».

Ситуация по пословице: «Или грудь в крестах, или голова в кустах». Необходимо первое, но очень не хочется второго. И надо бы все хорошенько просчитать. Нужно, однако, помнить, что по глобальному счету, если мы не успеем в уходящий состав передовых экономик, место России — в придорожных кустах…