Регионы померились стратегиями

| статьи | печать

В Екатеринбурге на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе (УрФО) шла речь о региональных стратегиях развития на период до 2020 года.

 

Это первое подобное совещание, впоследствии такие мероприятия пройдут во всех федеральных округах. По словам министра регионального развития России Дмитрия Козака, Центру сегодня не хватает исходных материалов для разработки федеральной стратегии. Именно от идей и предложений субъектов РФ будет зависеть ее формирование.

Экономика УрФО имеет ряд отличительных особенностей. Здесь добывается 81% российского газа и 60% нефти, но недостаточно развиты перерабатывающие мощности. Доля машиностроительной отрасли упала с 23 до 9%, а износ основных фондов уже превысил 60%. Производительность труда снизилась за последние годы в два с половиной раза. Огромные ресурсы таятся и в развитии лесопромышленного комплекса.

На Среднем Урале в соответствии с планом до 2010 года предполагается удвоение экономической мощности, к 2015 году — утроение. Но достижению этих целей мешают проблемы дефицита электроэнергии и неразвитость железной дороги. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель обратился к Д.Козаку с просьбой помочь в принятии федерального закона по борьбе с неэффективными собственниками, в совершенствовании налоговой системы России. В целом же в области сегодня есть планы перспективного развития по всем отраслям. Определены 17 зон, в которых сосредоточены «точки роста» до 2020 года.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре перспективы связывают не только с нефтью и газом, но и с диверсификацией экономики. По словам губернатора округа Александра Филиппенко, предполагается решение 3 интегральных задач: развитие человеческого капитала, наращивание совокупных активов автономного округа и усиление инновационной составляющей. Экономику будущего здесь намерены развивать на основе территориально-производственных комплексов (кластеров) — нефтегазохимического, лесопромышленного, горнорудного, информационно-телекоммуникационного и рыбного. Они определены как зоны опережающего развития. Инвестиционная емкость этих кластеров составит около 870 млрд рублей. Формирование кластеров повлечет за собой быструю и комплексную модернизацию транспортной сети и дальнейшее наращивание электроэнергетических мощностей.

По словам губернатора Тюменской области Владимира Якушева, в основе региональной стратегии тоже лежат отраслевые. Механизм их реализации — 33 областные целевые программы, определяющие задачи развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы на 3 года. Параметры программ ежегодно уточняются при формировании бюджета на предстоящий год и трехлетний плановый период.

С учетом долгосрочных параметров, определенных руководством страны, правительство Челябинской области сделало упор на ускоренной диверсификации экономики. Долю малого бизнеса к 2020 году планируется довести до уровня 32%. Доля инновационной продукции в ВРП будет увеличена с 8,4 до 17%.

Вместе с тем губернатор Челябинской области Петр Сумин отметил, что порой создание рабочих мест становится для органов власти всех уровней самоцелью и консервирует отсталые и трудоемкие технологии. Поэтому в федеральную и окружную стратегии необходимо включить мероприятия по ограничению сферы малоквалифицированного труда и подготовке высококвалифицированных кадров.

В Челябинской области решить эту проблему призваны ресурсные центры. Внесены серьезные коррективы в развитие инфраструктуры территорий. Включены в областную стратегию локальные зоны опережающего развития: туристско-рекреационная, металлургическая и машиностроительная зоны, а также Троицкая особая экономическая зона и Южноуральская транспортно-логистическая зона.

По оценке губернатора Курганской области Олега Богомолова, в региональной специализации актуальны 4 направления: сельское хозяйство (пищевая промышленность), обрабатывающее производство (машиностроение), переработка природных ресурсов и транспортный коридор (пункт пропуска через границу, транспортно-логистический узел).

К сентябрю во всех регионах УрФО завершится формирование стратегий социально-экономического развития, которые будут обобщены в единой стратегии развития федерального округа. Предстоит не только определиться со стратегическими приоритетами, но главное — создать систему контроля над их реализацией. Только это позволит действительно встать на инновационные рельсы и достичь заявленных целей — утроить валовой региональный продукт УрФО до 2020 года и увеличить долю в валовом продукте РФ с 17 до 19%.