1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1148

Деньги всегда нужны сейчас. И много!

Единообразный подход федерального центра и региональных органов государственной власти к формированию доходной базы местных бюджетов разных уровней не стимулирует муниципалитеты к укреплению собственной финансовой базы. Схема бюджетного выравнивания, в частности, не делает различия между крупными и малыми муниципальными образованиями, а также между разными уровнями полномочий органов местного самоуправления. Власти на местах все чаще уповают на помощь вышестоящих бюджетов, чем на поиск дополнительных источников собственных доходов. Между тем практика реализации муниципальной реформы показывает, что не перевелись еще в российских городах и весях инициативные и предприимчивые управленцы.

 

Близок час «Х»

По мере приближения окончания переходного периода и начала действия с 1 января 2009 г. в полном объеме и повсеместно Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»   муниципальные власти больше вопросов пытаются решать самостоятельно и уже весомо и настойчиво ставят перед государственной властью вопросы, действительно требующие неотложного решения совместными усилиями.

Но сильна еще власть сверху. К примеру, губернатор Кузбасса даже пригрозил муниципалитетам лишить их областных дотаций, если они не будут вплотную заниматься судьбой местной собственности и вопросами имущественных отношений («ЭЖ» № 13, 2008 г.).

В Якутске на II съезде муниципальных образований республики многие выступления напоминали речи функционеров времен партийных пленумов, уповающих на госвласть.

Естественно, в Республике Саха (Якутия) условия не самые благоприятные для полноценного самоуправления. Большинство ораторов связывают свои проблемы с дефицитом местных бюджетов. Из-за малых окладов молодые специалисты не едут в улусы (волости). В результате простаивает свыше 500 единиц новейшего медицинского оборудования, полученного муниципальными районами в рамках приоритетного нацпроекта «Здоровье». А на скудные местные бюджеты свалилась нагрузка по содержанию современной аппаратуры и приборов.

Якутских муниципалов не устраивает и размер собственной зарплаты. Отсюда хроническая нехватка кадров в органах местного самоуправления. Республиканское информационно-консалтинговое агентство между тем сообщает, что подготовлено 600 специалистов по муниципальному управлению.

После встреч перед съездом в республиканских органах государственной власти главы улусов решили принять специальное обращение об этом к… исполнительному директору Совета муниципальных образований — Ассоциации муниципального сотрудничества, хотя в походе по коридорам власти вместе с ними участвовал председатель этой самой Ассоциации. Республиканские власти пообещали повысить зарплату муниципальным служащим после 1 июля.

Справедливости ради следует заметить, что в якутских муниципалитетах не сидят сложа руки. Так, в прошлом году они собрали налогов на 2 млрд руб. больше, чем в 2006 г. Правда, сумма платежей в доход местных бюджетов могла бы быть и выше, если бы, по мнению налоговиков, уделялось больше внимания сбору налогов на имущество и земельного налога.

 

Имущество и земля дают почти половину сборов

Примером надлежащего уровня работы именно с этой частью доходов в местный бюджет — налога на имущество и земельного налога — может служить практика мэрии сибирского города Томска. Два этих вида налогов составляют здесь 42% собственных доходов муниципального бюджета. В сумме эти платежи в 2007 г. превысили 1,6 млрд руб., что на 12% больше, чем в 2006-м.

Примечательно, что сборы только в сфере земельных отношений (арендная плата, земельный налог, продажа земли) составили 794,1 млн руб. (в 2006 г. — 455,8 млн руб.). Рост обеспечен за счет перехода на новую систему начисления земельного налога, в частности отмены льгот для бюджетных организаций, а также за счет увеличения арендной платы и продажи участков крупным землепользователям.

Одновременно томская администрация внимательно следит за должниками. В прошлом году были направлены 744 требования погасить образовавшуюся задолженность на общую сумму 37,5 млн руб. и 121 претензия на 25,5 млн руб. В результате по отчетам городского управления земельных отношений взыскано 23,1 млн руб., в том числе 4,1 млн руб. — в досудебном порядке.

Дополнительные доходы городская администрация использует при решении социальных и экономических задач. В частности, на осуществление паспортизации многоквартирных жилых домов, что позволит обеспечить прозрачность тарифов на жилищно-коммунальные услуги и иметь точную картину потребности в средствах на капитальный и текущий ремонт жилого фонда как по каждой управляющей компании, так и в целом по муниципальному образованию.

Расширение доходной части бюджета позволяет мэрии поддерживать молодежные проекты в рамках городской Целевой программы инноваций. Немалая доля доходов направляется еще на сохранение и реставрацию памятников деревянного зодчества. В минувшем году на эти цели было израсходовано 78,5 млн руб.

 

Долговое обязательство — не обуза

Еще один пример увеличения финансовой базы муниципального образования показывает дальневосточный город Благовещенск. Местная администрация использует в этих целях такой инструмент, как выпуск муниципальных ценных бумаг. На торговой площадке ММВБ в этом году вновь появились облигации этого городского округа.

Впервые Благовещенск вышел на рынок заимствований в 2006 г., разместив муниципальные облигации на 75,5 млн руб. и став вторым после Магадана дальневосточным городом — эмитентом долговых обязательств. В результате за 2 года в городской бюджет поступило 165 млн руб.

Укрепление финансовой базы местного самоуправления позволяет мэрии реализовывать довольно амбициозные проекты. К примеру, местный бюджет выделяет 120 млн руб. на радикальное улучшение водоснабжения города. Столько же денег поступит из областного бюджета. В сумме доля софинансирования проекта регионом и муниципальным образованием составляет четвертую часть затрат.

Всего на реконструкцию действующего водозабора и сооружение нового требуется 1,1 млрд руб. Около 300 млн руб. предоставит федеральный бюджет, поскольку мэрия защитила проект в рамках ФЦП «Жилище». Оставшуюся сумму — 560 млн руб. — инвестирует бизнес, в частности корпорация «Российские коммунальные системы». Уже через 3 года работающая на пределе своих возможностей система водоснабжения Благовещенска станет в 2 раза мощнее, а вода в квартиры будет поступать гораздо лучшего качества, чем сейчас, поскольку обновляемый водозабор оснащается современным оборудованием очистки.

Таким образом, выпуск ценных бумаг дал возможность снизить нагрузку на местный бюджет.