1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

По вечной мерзлоте с китайским качеством

Без опережающего развития энергетики масштабные инвестиционные проекты на Дальнем Востоке осуществить невозможно. Об этом заявил полномочный представитель Президента РФ в ДФО Олег Сафонов. Некоторые важные практические шаги в этом направлении уже сделаны, считает полпред. Принята Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа, а также газоснабжения с учетом возможного экспорта голубого топлива на рынки Китая и других стран АТР. Одним из первоочередных проектов этой Программы является газопроводная система «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».

Стоит задача — обеспечить устойчивое газоснабжение Приморского края не позднее 2011 г. Особую актуальность эта цель приобретает в свете подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. во Владивостоке. ОАО «Газпром» уже приступило к проектированию газотранспортной системы (ГТС) «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», призванной обеспечить подачу необходимых объемов газа в г. Владивосток в III квартале 2011 г.

Создание данной ГТС закладывает основу для формирования Единой системы газоснабжения на востоке России, что является одним из ключевых моментов в реализации государственной политики по ускоренному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, считает О. Сафонов.

Однако, на взгляд полпреда, практическая реализация намеченных мер по развитию экономики региона решается крайне медленно.

В частности, на реализацию Подпрограммы развития Владивостока в I квартале было выделено 141,6 млн руб. (0,8% от общего лимита финансирования на год), освоено же всего 48,6 млн руб.

Сохраняется ряд проблемных вопросов по газопроводу «Оха — Комсомольск-на-Амуре» и ресурсному обеспечению ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».

Дело в том, что весь газ, который добывается сегодня на Сахалине, законтрактован на много лет вперед. Геологические ресурсы голубого топлива на востоке России огромны. Но подготовленных к разработке месторождений газа, предназначенных для его поставки российским потребителям, на Дальнем Востоке сейчас нет. Вроде бы есть нефть, но строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) идет тоже не без проблем.

Одна из основных трудностей строительства трубопроводных систем в регионе — сложные геологические и природные условия. В связи с этим строители не всегда могут выполнить жесткие требования нашего законодательства по охране окружающей среды.

Например, на острове Сахалин во время последней проверки трубопроводных систем, которая проводилась в конце мая нынешнего года, было выявлено более 100 нарушений природоохранного законодательства. Об этом, в частности, заявил нашему корреспонденту руководитель межрегионального территориального управления Ростехнадзора по ДФО Александр Полещук.

При прокладке ВСТО главные проблемы — вечная мерзлота и… китайские строители. «Мы не всегда удовлетворены качеством работ китайских сварщиков, которые трудятся на трассе, — говорит А. Полещук. — Бывает, что трубу засыпают породой, в которой встречаются крупные камни. Это недопустимо. А вот опасения «зеленых» по поводу перехода трубопровода через Лену, я считаю, напрасны. В этом году, например, при строительстве газопровода на Николаевск-на-Амуре в Хабаровском крае основная и вспомогательная нити газотранспортной системы были проложены под дном Амура методом наклонного бурения без размыва дна. Для проходки скважин было использовано уникальное оборудование. Этот метод можно было бы использовать и при переходе через Лену».

Напомним читателям, что газета «Экономика и жизнь» (№ 18 за 2008 г.) рассказывала о том, как впервые на Дальнем Востоке был проложен трубопровод под Амуром по уникальной технологии наклонного бурения.

Но если страсти по поводу строительства ВСТО по вечной мерзлоте и при переходе через Лену пока что не утихают, то все вопросы по его переходу через Амур у Хабаровска, похоже, сняты. Решено, что этот переход через великую дальневосточную реку будет осуществлен ниже Хабаровска. Это несколько удлинит трассу ВСТО, зато устранит потенциальную угрозу водоснабжению города.

Все проблемы безопасности прокладки трубопроводных систем не из разряда неразрешимых. В частности, технических сложностей, которые бы препятствовали строительству, нет, считает А. Полещук. По его словам, более половины нарушений устраняются сразу же после обнаружения. Те проблемы, которые не удается решить по горячим следам, находятся под постоянным контролем. Остается решить вопрос с наполнением трубопроводов.

Таким образом, несмотря ни на что, газ и нефть становятся доступнее для дальневосточных потребителей. А это, по мнению специалистов, позволит экономике региона развиваться более высокими темпами.