Трудный диалог

| статьи | печать

Значительное увеличение потребности в персонале, вызванное ростом объемов производства, в том числе строительством и запуском новых автомобильных заводов, заставляет петербургских предпринимателей искать новые пути пополнения коллективов. Один из них — целевая подготовка кадров в вузах.

 

Казалось бы, никаких проблем быть не должно: одним нужен квалифицированный персонал, а другие готовы его обучать. Однако в действительности не все идет так гладко, как хотелось бы обеим сторонам.

Например, в холдинге «Атлант-М» свыше двух третей штатных работников имеет высшее образование, предприятие быстро растет: только в этом году планируемая численность персонала в Петербурге увеличится почти в 2 раза и потребуется как минимум около 350 специалистов. Однако появляющиеся вакансии удается закрывать с большим трудом.

Дело в том, что на рынке труда квалифицированные специалисты, полностью отвечающие корпоративным требованиям, практически отсутствуют. Решить проблему не помогают и собственные образовательные (имеется свой Институт бизнес-технологий и управления проектами) и внутренние кадровые ресурсы, поскольку они покрывают только часть требующихся сотрудников. А вот 87% потребности в персонале фирма должна погасить при помощи внешних кандидатов. Но практика показывает, что лишь 10% из них трудоустраиваются в холдинге. Иными словами, для того чтобы закрыть все вакансии, необходимо просмотреть кандидатур в 10 раз больше…

«Основная проблема — невысокое качество обучения специалистов в вузах города. Увы, но современная образовательная система не способствует подготовке профессионалов, — констатирует Надежда Боброва, директор отделения управления персоналом холдинга в СЗФО. — И что самое тревожное — некоторые высшие учебные заведения не готовы адаптировать программы под требования работодателя и будут продолжать выпускать специалистов традиционных квалификаций, а не тех, кто нужен рынку».

К тому же не все вузы готовы взаимодействовать на бесплатной основе. Нередко университет предлагает открыть кафедру для подготовки специалистов на территории предприятия, что для последнего в большинстве случаев неприемлемо по соображениям рентабельности.

С такой оценкой ситуации согласился и исполнительный директор ЗАО «Аларм-моторс» Леонид Миневич. «Наше предприятие в прошлом году перечислило в бюджет около 3 млн долл., поэтому полагаю, оно вправе рассчитывать на то, что за счет этих средств в университетах должны осуществлять качественную подготовку необходимых ему специалистов», — заявил он.

Что в ответ могут сказать представители вузов?

Сергей Евтюков, декан автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, сетует на то, что учеба в техническом вузе значительно сложнее, чем в гуманитарном. Он говорит: «К сожалению, общий уровень подготовки абитуриентов оставляет желать лучшего, а из тех, кого мы набираем, дипломы получают только около половины. К тому же нельзя забывать, что мы не можем выйти за рамки тех образовательных стандартов, которые являются обязательными. И, самое главное, работодатели, на мой взгляд, сами должны быть более активными в плане подготовки и подбора будущих кадров, начиная сотрудничество со студентами с первых курсов вуза».

В целом была солидарна с ним и Юлия Малевич, декан факультета экономики и управления на транспорте Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета. «Как бы мы ни старались, но дать хорошую практическую подготовку по технической специальности в своих стенах вряд ли сможем, — подчеркнула она. — И в этом отношении, к сожалению, нередко нам трудно договориться с теми же работодателями, которым нужна молодежь. На словах все готовы помогать, а когда доходит до дела, то, оказывается, практиканты им не нужны. Можно ведь после 3-го курса принять на практику студентов, выяснить, кто чего стоит, а потом «вести» до диплома?»

Иначе говоря, вопросов друг к другу у представителей компаний и вузов много. И не всегда они могут прямо на них ответить, поскольку каждая из сторон в конце концов преследует свой интерес. Однако вариантов немного: диалог, сколь бы трудным он ни был, все равно придется вести, чтобы решить главную проблему качественной подготовки молодых специалистов.