Законодательный календарь («Корпоративные стратегии», № 34, 2008 г.)

| статьи | печать
Законодательный календарь («Корпоративные стратегии», № 34, 2008 г.)

Наступление по всем фронтам

15 июля на официальном сайте Президента РФ опубликован текст принятого Национального плана противодействия коррупции.

Документ состоит из 4 основных разделов.

Первый – законотворческий. В сентябре в Госдуму на рассмотрение будут внесены базовый закон о противодействии коррупции и поправки в 25 законов, сведенных в 2 законопроекта. Базовый закон даст юридическое определение коррупции. Другие аспекты расширят имущественный контроль на новые категории служащих: милиционеров, таможенников, прокуроров, судей.

Изменится Закон об оперативно-разыскной деятельности – его можно будет применять при установлении скрываемого имущества. Будет приравнен к взятке коммерческий подкуп и введена административная ответственность юрлиц за коррупционные действия.

Вторая часть плана по совершенствованию госуправления предусматривает осуществление комплекса мер, направленных на:

  • улучшение госуправления в социально-экономической сфере (регламентация использования государственного и муниципального имущества; создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках; совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, и проч.);
  • передачу части федеральных полномочий регионам, обеспечение доступа к информации о деятельности госорганов, повышение ответственности чиновников за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Во второй раздел также включена разработка методики оценки работы по выявлению и профилактике коррупционных рисков в федеральных государственных органах и порядок решений вопросов о передаче в доверительное управление принадлежащих госслужащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.

Третий содержит меры по повышению профессионального уровня юридических кадров, решению проблем образования и правового просвещения. В последней, четвертой, части документа регламентированы поручения Правительству РФ и руководителю Администрации Президента РФ, Генпрокурору РФ, руководителям федеральных государственных органов, председателю Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, Министерству юстиции РФ по принятию мер в рамках деятельности этих ведомств.

 

Защита от подделок

Очередным барьером для рейдеров, нередко занимающихся фальсификацией документов, стало Постановление Правительства РФ от 31 июля 2008 г. № 579 «О бланках исполнительных листов».

Постановление вступит в силу уже в августе. С этого момента по истечении 6 месяцев бланки нового образца будут введены в действие. Это новые формы исполнительных листов, используемые в работе Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также в работе иных федеральных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей субъектов РФ.

Бланки будут изготавливаться на специальной бумаге с водяными знаками. В качестве защиты от подделок изменится формат заполнения сведений о должнике и взыскателе. Какое-то время в делопроизводстве будут использоваться бланки старой и новой формы. Им дана равная сила до тех пор, пока не произойдет полная замена на документы нового образца.

Также Правительство РФ совместно с МВД и Генпрокуратурой планируют разработать Положение о правилах для некоторых ведомств, в том числе силовых, как им следует реагировать в случаях рейдерских захватов.

В свою очередь, Правительство Москвы подготовило Положение по созданию антирейдерского штаба. Новая структура будет собираться в экстренных случаях, а в остальное время – работать в обычном режиме. В штаб войдут представители департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы, правоохранительных, налоговых и судебных органов, общественных организаций. Возглавлять его поручено мэру столицы Юрию Лужкову, его заместителем назначен зам. руководителя Аппарата мэра и Правительства Москвы Владимир Шукшин.

 

Все меньше, и меньше, и меньше...

25 июля Правительство РФ своим Постановлением раскрыло критерии отнесения компаний к микро-, малому и среднему бизнесу, который может получать поддержку государства в ходе кампании по поддержке малых форм предпринимательства.

  • Микропредприятием признается бизнес с годовой выручкой (без учета НДС) до 60 млн руб. и количеством сотрудников, не превышающим 15 человек;
  • малым предприятием – до 400 млн руб. и до 100 сотрудников;
  • средним предприятием – до 1 млрд руб. и до 250 сотрудников.

Цена данного вопроса для компаний достаточно велика. Ряд изменений в законодательстве в поддержку малого бизнеса (в частности, об ограничении проверок со стороны госорганов) основывается на размерах предприятия.

Согласно принятому летом 2007 г. Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» государство обязалось разрабатывать и реализовывать федеральные программы развития малого и среднего бизнеса, создавать советы по их поддержке, финансировать часть НИОКР в этой сфере.

 

Совершенству нет предела!

Президент России подписал Указ о совершенствовании Гражданского кодекса РФ.

Согласно документу «Указ подписан в целях совершенствования законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей РФ». До 1 июня 2009 г. должна быть разработана концепция развития гражданского законодательства РФ. Также будут подготовлены законопроекты с изменениями в Гражданский кодекс РФ.

Президент внес изменения и в состав Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Председателем совета назначен Вениамин Яковлев, советник Президента РФ.

 

Режим благоденствия

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой 4 июля 2008 г. и одобренный Советом Федерации 11 июля.

Закон вносит изменения в гл. 261, 262 и 263 ч. 2 НК РФ, направленные на поддержку предприятий малого бизнеса путем создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов.

В справке к Закону отмечено: «В отношении единого сельскохозяйственного налога и налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, уточняется порядок налогообложения доходов в виде дивидендов, расширяется перечень признаваемых расходов налогоплательщиков, оптимизируется порядок переноса убытков на будущие периоды, а также упраздняются налоговые декларации по итогам отчетных периодов».

В отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, предусматривается право иметь наемных работников (до 5 человек), увеличивается количество видов предпринимательской деятельности, на которые может быть распространена данная система налогообложения.

Закон уточняет порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, говорится в документе.

 

 

Грандиозные планы

6 августа Минэкономразвития РФ опубликовало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны. Определен план развития до 2020 г., охватывающий все виды деятельности государственной системы.

Концепцией намечен переход к инновационному социально ориентированному типу развития, включающему формирование современной системы экономических институтов, в числе которых планируется создание в России международного финансового центра.

Предполагается провести ряд мер по развитию малого и среднего бизнеса. Прежде всего это упрощение доступа к покупке и аренде недвижимости для малых предприятий, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных проверок, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, и т.д.

В части корпоративного управления планируется повысить качество и прозрачность корпоративной отчетности, развивать саморегулирование, усилить ответственность аудиторов и оценщиков, улучшать практику привлечения независимых корпоративных директоров, в том числе на предприятиях с государственным участием. Предполагается также обеспечить баланс прав миноритарных и мажоритарных акционеров, предоставить большую гибкость при построении системы корпоративного управления, совершенствовать законодательное регулирование и судебную защиту акционерных соглашений.