Могучей кучкой осилить Штокман

| статьи | печать

Лидерство на мировом рынке энергоресурсов – одна из важнейших стратегических задач, стоящих перед нашими сырьевиками. Как его добиться, каждая компания решает по-своему, но обязательным условием является использование мирового опыта. К примеру, Газпром при освоении месторождения на шельфе Баренцева моря планирует создать международный консорциум для консолидации финансов (20 млрд дол.) и эксклюзивных технологий.

Штокмановский проект является уникальным для Газпрома, ведь у компании нет опыта работы на шельфе северных морей. Кроме того, конечным продуктом добычи является сжиженный природный газ (СПГ), что также необычно. Но освоение этого месторождения позволит Газпрому сформировать новые сбытовые каналы и укрепить свое положение на мировом рынке газа.

В настоящий момент объем продаж СПГ составляет 25% (180 млрд кубометров) от мирового экспорта, что сравнимо с годовым экспортом российского газа. Рынок СПГ – наиболее динамично развивающийся сектор мирового энергетического пространства, который, по мнению специалистов, в ближайшие десятилетия будет наращивать объемы вследствие экологической безопасности использования газа и снижения его себестоимости. На разной стадии развития сейчас находятся 34 проекта ввода новых мощностей по сжижению газа объемом 350 млрд кубометров и 74 проекта строительства приемных терминалов на 480 млрд кубометров.

В то же время Россия пока слабо представлена на этом рынке, где лидирующие позиции занимают страны Атлантического бассейна и Тихоокеанского региона. У нас существует единственный завод по сжижению газа, построенный в рамках проекта «Сахалин-1». Вместе с тем использование технологии СПГ позволит России диверсифицировать транспортировку газа (отгружается в бункер) и расширить географию поставок.

В качестве целевого рынка при добыче газа со Штокмана Газпром рассматривает США, имеющие ряд преимуществ по сравнению с рынками АТР и Европы:

  • большая емкость и высокая ликвидность рынка;
  • удобное географическое положение по отношению к Баренцеву морю;
  • благоприятный прогноз цены в долгосрочной перспективе.

 

ЭТО ВАЖНО!

Преимущества Штокмановского проекта:

  • наличие больших запасов газа, что обеспечивает стабильное долгосрочное производство СПГ;
  • низкая температура добычи, способствующая энергосбережению при сжижении газа;
  • возможность расширения производства в зависимости от рыночной ситуации;
  • хороший состав газа;
  • благоприятное географическое положение относительно существующих и планируемых приемных терминалов целевого рынка (восточное побережье США, Канада, Мексика) по сравнению с конкурентами Катаром и Нигерией;
  • возможность диверсификации поставок – параллельное ведение поставок в Европу и США;
  • нет льдов и вечной мерзлоты, как в других арктических месторождениях.

 

Технологические аспекты Штокмановского проекта предполагают подводное обустройство месторождения с управлением морскими сооружениями с берега, подводную систему трубопроводов для транспортировки газа и две линии завода по сжижению мощностью 7,5 млн тонн в год.

Газ с месторождения по четырем ниткам газопровода будет перекачиваться на завод, а оттуда танкерами в течение недели доставляться в Северную Америку, где уже на приемных терминалах будет проходить процесс регазификации до обычного состояния. Строительство завода планируется вести в поселке Видяево, где расположена база ВМФ, что позволит частично сократить расходы на инфраструктуру и подготовку кадров. Между газовиками и военными уже подписано соглашение о сотрудничестве.

Баренцево море рассматривается ведущими мировыми аналитиками в качестве региона, который наряду с Персидским заливом способен заместить падение добычи в Северном море и Мексиканском заливе. Ценность стратегических перспектив участия в проектах этого региона для мировых компаний очевидна, поэтому за право стать партнером Газпрома идет настоящая конкуренция. В сентябре был подписан так называемый короткий список компаний (short list), которые, по мнению Газпрома, наиболее подходят для реализации проекта. Среди них оказались норвежские Norsk Hydro и Statoil, американские Chevron и ConocoPhillips и французская Total. К 1 апреля Газпром должен выбрать из них 2–3 компании для формирования международного консорциума.

В данном случае очень важно принять правильное решение. В последнее время как на законодательном уровне (в Госдуме и Совете Федерации), так и среди экспертов идет активное обсуждение норвежского опыта в освоении шельфовых месторождений. Он действительно уникален, так как 30-летняя добыча на шельфе Северного моря основывается на технологиях, не имеющих мировых аналогов. И здесь нам есть чему поучиться. Кроме того, интересна система управления проектами со стороны государства, когда во главе консорциума встает государственный оператор, берущий на себя ответственность за принимаемые решения.

 

К СВЕДЕНИЮ

Штокмановское месторождение является уникальным по разведанным запасам – 3,2 трлн кубометров газа и более 31 млн тонн конденсата на площади 1400 квадратных км. Оно расположено в центральной части Баренцева моря, в 600 км северо-восточнее г. Мурманска, глубина моря в этом районе 320–340 м.

Первый этап его освоения рассчитан на добычу 22,5Кмлрд кубометров газа в год и производство из него 15 млн тонн СПГ.

С выходом к 2011 г. на проектную мощность здесь можно будет добывать 67,5 млрд кубометров газа, что сопоставимо с годовой добычей одного из крупнейших поставщиков газа в Европу – Норвегии.

 

Норвежцы же, в свою очередь, крайне заинтересованы в участии по причине истощения собственных ресурсов, так как уже в ближайшее время они не смогут поддерживать добычу и экспорт газа на существующем уровне. Но в российско-норвежских отношениях существуют определенные разногласия по вопросу проведения морской границы – норвежцы претендуют на часть российской территории. Этот тридцатилетний спор невозможно разрешить без политического давления с одной из сторон, что, в свою очередь, может неблагоприятно отразиться на экономическом взаимодействии. Выходом здесь может стать первоначальное достижение территориального консенсуса во избежание рисков в дальнейшем сотрудничестве.

Американские компании, по мнению большинства экспертов, имеют гораздо больше шансов на вхождение в консорциум. Это обусловлено прежде всего задачей Газпрома расширить рынок сбыта в США до 20% всего поставляемого туда СПГ. Цель на самом деле глобальная, и для ее достижения газовикам необходимо обеспечить взаимовыгодные позиции сотрудничества с американской стороной. Весной прошлого года руководители России и США на встрече в Братиславе одобрили проект. «Реализация Штокмановского проекта – возможно, крупнейшее событие в истории отношений России и США после поставок по лендлизу во время Второй мировой войны, оно отвечает долгосрочным интересам экономического развития и энергетической безопасности обеих стран», – отмечается в совместной резолюции.

При этом нам ни в коем случае нельзя забывать о собственных интересах. И здесь принципиальным вопросом является выбор применяемого на проекте налогового режима. Норвежские компании еще недавно заявляли о своем участии только на условиях применения СРП, при котором инвесторы освобождаются от всех налогов, кроме ЕСН, налога на прибыль и платежей за пользование недрами по льготным ставкам.

Российская же сторона, в свою очередь, не торопится с решением этого вопроса, тем более что единой позиции по нему до сих пор не сложилось. Так, Министерство промышленности и энергетики полагает, что СРП вполне применимо на шельфе, с чем не согласны многие эксперты, приводя в пример негативный опыт освоения Сахалина. Министерство природных ресурсов в принципе одобряет идею, но на всякий случай прорабатывает собственные критерии ее реализации, а заодно не забывает и о налоговых каникулах (без СРП). Кроме того, большинство депутатов и членов ТПП РФ полагают, что при реализации соглашения необходимо обеспечить не менее 70% российского участия, с чем вряд ли согласятся иностранные партнеры.

По всей видимости, окончательное решение будет принято к апрелю, но уже сейчас понятно, что оно будет наиболее оптимальным для инвесторов. Об этом косвенно свидетельствует и отмена Министерством экономического развития экспортных пошлин на СПГ для более быстрой окупаемости инвестиционных проектов.