Прилежным эмитентом быть выгодно

| статьи | печать
Прилежным эмитентом быть выгодно

На протяжении нескольких лет законодатели борются с «нерадивыми» эмитентами и профучастниками, которые не в состоянии следовать прямым указаниям нормативных актов. От правовых ошибок в корпоративных про­цедурах не застрахованы даже самые крупные компании. Существующего карательного инструментария ФСФР не хватает: предписания и символические штрафы не помогают. Теперь законодатели решили применить «тяжелую артиллерию».

Президент РФ 10 февраля подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства об акционерных обществах. Также внесены поправки в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах. Данные нормы направлены на усиление ответственности за манипуляцию на фондовом рынке. Наказывать за нарушения будут как отзывом лицензии, так и весьма крупными штрафами. Однако важно не только совершенствовать законы, но и обеспечивать контроль их исполнения.

Документ был разработан в целях защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и направлен на усиление административной ответственности участников финансового рынка за нарушения требований перечисленных законов.

Отметим, что законопроект уточняет многие действующие нормы, а также вводит ряд новых положений, которые расширят полномочия ФСФР России. В связи с этим госрегулятор будет сам решать, к кому применять материальные санкции, а к кому нет. Все это в определенной мере усилит бюрократическое значение Службы.

Так, согласно новым положениям санкция за нарушение требований законодательства о хранении документов – штраф в размере 3000 МРОТ. Нетрудно предположить, что законопослушных компаний, соблюдающих нормы Закона «до запятой», – единицы. Соответственно «добросовестному» чиновнику будет гораздо проще сквозь пальцы пропустить незначительные отступления от нормы. Также достаточно «популярны» нарушения, касающиеся подготовки собраний акционеров, а также информирования о существенных фактах и представления отчетности в ФСФР.

Что касается новеллы применения санкций к членам совета директоров компании, то здесь достаточно много спорных вопросов. Так, например, если на заседании совета директоров было принято решение созвать внеочередное собрание акционеров, а секретарь совета не соблюдет определенные формальности, то ФСФР вправе применить санкции и оштрафовать члена совета директоров на 150 МРОТ и даже дисквалифицировать его сроком на 2 года. Логично это? Едва ли, и вот почему. Члены совета директоров должны заниматься стратегией компании, а отслеживать, кто и насколько правильно оформил документы, – это не входит в их компетенцию. Тем более достаточно часто члены совета вообще не являются сотрудниками компании, а для оперативного вмешательства есть другие люди, к примеру генеральный директор.

 

Ценовые фокусы

Главная беда фондового рынка России – манипулирование ценами, и госрегулятор в лице ФСФР иногда отказывался от преследования нарушителей, ибо по большому счету это бессмысленно. На практике сегодня можно применять лишь несколько кардинальных мер, включая отзыв лицензии, но столь жестко карать незначительные нарушения нелепо.

Старый вариант Закона определял манипулирование как:

  • распространение ложной и недостоверной информации;
  • совершение сделок, в которых не меняется владелец акций;
  • одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг, имеющих существенное отклонение котировок от текущих рыночных цен;
  • соглашение участников торгов о совершении сделок, существенно отличающихся по котировкам от среднего уровня.

Теперь этот список уточнен и расширен: в него попали и распространение информации, в том числе через Интернет, и выставление заявок (а не только совершение сделок), вводящих в заблуждение участников торгов, и неисполнение обязательств по сделкам. При этом дополнительные критерии теперь устанавливает ФСФР.

Одним из обязательных признаков манипулирования является доказательство того, что манипулирующее лицо пыталось заставить инвесторов продавать или покупать ценные бумаги. Однако, как было сказано в пояснительной записке к законопроекту, зачастую это «не является определяющей целью манипулятора, преследующего иные цели». Целями манипуляторов отныне признаются: извлечение прибыли, установление определенной цены, как завышенной, так и заниженной, увеличение бъема торгов и т. д.

Итак, в Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) включена новая статья «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». И конечно же в представленном документе установлены драконовские штрафы. К примеру, штраф за недобросовестный выпуск на рынок ценных бумаг составит 10–30 тыс. руб. для должностных лиц (что в 2,5–6 раз больше действующих нормативов), а для юридических лиц – до 700 тыс. руб. (штраф взлетел в 14 раз).

Для должностных лиц также предусмотрено наказание за незаконные операции с ценными бумагами в виде штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юрлиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Ранее штрафы составляли 2–3 тыс. и 20–30 тыс. руб. соответственно.

Использование служебной информации для заключения сделок также предлагается наказывать штрафом. Его максимальная величина для граждан составит 5 тыс. руб., а для должностных лиц – 50 тыс. руб. (это в 16 раз больше действующих санкций), либо нарушителям грозит дисквалификация на срок до 2 лет. Если же требование законодательства нарушает юридическое лицо, штраф может составлять до 1 млн руб. Ранее по этой статье было предусмотрено наказание только для должностных лиц в размере до 3 тыс. руб.

Установлено, что ответственность будут нести не только должностные, но и иные лица, в ряде случаев являющиеся субъектами административного правонарушения: члены советов директоров, ликвидационных и счетных комиссий.

Административная ответственность грядет и за нарушение требований законодательства о хранении документов, о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.

Кроме того, уточняются составы административных правонарушений на рынке ценных бумаг, предусматривается административная ответственность акционерных инвестиционных фондов и их управляющих компаний, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, а также специализированных депозитариев за нарушения требований законодательства.

Важным нововведением является продление срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг – с 2 месяцев до 1 года. В настоящее время большинство правонарушений носят латентный характер, и на их обнаружение нужно достаточно много времени. Поэтому зачастую нарушители освобождаются от ответственности.

Также ФСФР получила возможность рассматривать дела об административных правонарушениях, о непредставлении или несвоевременном предоставлении информации (сейчас такие дела рассматриваются в судебном порядке). Данное дополнение необходимо в целях оперативного рассмотрения дел для обеспечения защиты прав инвесторов.

 

«Старты надежд»

По словам главы ФСФР России Владимира Миловидова, Закон направлен на решение важнейших и давно назревших вопросов. Усилена ответственность менеджмента за нарушение прав акционеров и инвесторов, а также за нарушение порядка хранения реестров ценных бумаг.

Каковы мнения экспертов на этот счет? Многие полагают, что изменения носят в большей степени технический характер, то есть уточняют отдельные положения административных правонарушений, другая их часть содержит совершенно новые положения. Что касается права на проведение административных расследований, то эта норма выглядит вполне логично в свете того, что сейчас привлечь к ответственности ФСФР может не только само юрлицо и его руководителя, но и иных ответственных за конкретное нарушение лиц, которых, видимо, и будут выявлять в ходе расследования.

Законы, препятствующие манипулированию ценами на рынке, в мире являются нормальной практикой. Для инвесторов такие изменения в законодательстве равнозначны росту привлекательности российского финансового рынка. Однако очень важно учесть, как будет контролироваться исполнение нововведений. От эффективности такого контроля в конечном счете зависят четкость и прозрачность работы рынка.