1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Ставка на нестандартные решения

Ставка на нестандартные решения

Консервативная и выжидательная позиция компаний не даст должного результата в условиях кризиса. Выиграют те, кто точно определит возможности для устойчивого развития и примет неординарные стратегические решения, отличающие их от конкурентов. Такое мнение высказывают представители свыше 300 компаний, обороты которых исчисляются миллиардами долларов.

 

Снижение затрат и высвобождение средств

Основа любого бизнеса – денежные средства. Их недостаток ощущают сегодня многие компании. Около 40% фирм отмечают существенное ухудшение экономических условий в секторах, в которых они ведут деятельность. Около трети отмечают уход конкурентов с рынка и увеличение банкротств. Более двух третей сократили сроки представления отчетов о рисках своим советам директоров.

Инициатива по снижению затрат уже оказала влияние на внутреннюю стратегию бизнеса. Более 80% респондентов проанализировали снижение основных затрат, порядка двух третей инициировали программы сокращения персонала, и более половины опрошенных пересмотрели свои затраты в области ИТ. Европейские компании в большей мере, чем американские, намерены сократить затраты на недвижимость и ИТ, а не прямые и косвенные расходы на персонал.

Кредитный кризис вынудил компании искать альтернативные пути повышения ликвидности. Почти половина фирм продала или закрыла отдельные подразделения, 43% предприятий рассматривали возможность привлечения краткосрочного финансирования, тогда как 23% обдумывали варианты исполнения своих обязательств, а также переговоров с кредиторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами о возможности пересмотра долговых обязательств. Лишь чуть больше четверти принимавших участие в опросе отметили, что для их компаний наличие денежных средств – вопрос некритичный.

 

Пострадали и клиенты, и поставщики

Сейчас компании стараются уделять пристальное внимание своим клиентам и цепочкам поставок. Больше половины респондентов столкнулись с ухудшением кредитоспособности клиентов (в Европе – почти 60%). Кроме того, больше половины предприятий указывают, что их ключевые клиенты находятся в сложной ситуации, а также сообщают об увеличении промежутка времени между размещением заказа и получением оплаты.

Фирмы корректируют свои стратегии с учетом новых условий деятельности: почти треть компаний сообщает об усилении внимания к ключевым клиентам и свыше 40% – о разработке новых продуктов. Треть предприятий заявляет, что беспокойство по поводу существующих клиентов вынудило их расширить клиентскую базу. Треть фирм отмечает разрыв отношений с клиентами, риск по которым они считают высоким.

Что касается поставщиков, то стратегии компаний разделились на два типа. Одна половина опрошенных сократила базу поставщиков, чтобы добиться более выгодных цен или условий поставки. В то же время другая половина расширила базу поставщиков, чтобы максимально обезопасить себя в случае потери ключевого поставщика. Большинство фирм уже ведут активные переговоры с поставщиками, половина более часто обсуждает условия платежей, а более четверти предприятий сообщило о том, что их ключевые поставщики испытывают финансовые затруднения.

По оценке экспертов, в настоящее время консервативная и выжидательная позиция не даст должного результата. Выигрывают те, кто точно определил возможности для устойчивого развития во время кризиса и принял стратегические решения, отличающие их от конкурентов. В большинстве случаев это нестандартные решения. Во время кризиса можно быстро и эффективно реагировать на изменения в бизнес-среде и достичь лидирующей позиции в своей отрасли за короткий промежуток времени.

Наличие новых возможностей для развития бизнеса даже в нынешних тяжелых условиях подтверждают данные об изменении стоимости активов компаний в различных отраслях мировой экономики. Например, рыночная капитализация фирм, занимающихся биотехнологиями и фармацевтикой, за последнее время почти не снизилась.

 

 «Задраить люки. Осмотреться в отсеках»

Что касается стратегических приоритетов на ближайший год, то подавляющее большинство называет среди них защиту активов, повышение эффективности деятельности, а также реструктуризацию бизнеса. В области управления денежными потоками две трети опрошенных рассматривают целесообразность проведения проверки существующего состояния управления финансовыми потоками и движения денежных средств на всех уровнях. Половина компаний интегрирует меры по оптимизации оборотного капитала в задачи руководства по повышению эффективности, а 36% респондентов рассматривают активы, которые при необходимости можно продать.

 

На чем собираются экономить

Представители фирм подчеркивают, что они ожидают получить существенную или достаточную экономию на операциях в цепочке поставок (58%), в службах продаж и маркетинга (42), операционной деятельности (56) и ИТ (43%).

В стратегическом плане 40% международных и 53% европейских компаний сообщают о возможности продажи непрофильных или неэффективных направлений, интенсивного использования корпоративного центра услуг (27%) и аутсорсинга (31), формирования стратегических альянсов (30) и перевода операционной деятельности в низкозатратные регионы (31%). Особые перспективы компании видят в области аутсорсинга служб ИТ, логистики и управления персоналом.

Вместе с тем значительное число предприятий рассматривают кризис через призму новых возможностей. При этом 34% обдумывают варианты стратегических приобретений на мировом, а 38% – на европейском рынке.

С одной стороны, текущий кризис создал беспрецедентные сложности для компаний, а с другой – предоставил возможности для роста бизнеса и расширения доли на рынке для тех фирм, которые быстро и решительно реструктуризируют и оптимизируют операции, ликвидируют неэффективные и слабые места своего бизнеса. Окрепнув, они получат возможность приобрести активы конкурентов.

 

Развивающиеся рынки и рост

Ситуация на большинстве развитых рынков воспринимается как спад. Компании по-прежнему рассматривают развивающиеся рынки для поиска возможностей. Китай (59%), Индия (45), Юго-Восточная Азия (26) и Восточная Европа (31%) – регионы, где, по мнению большинства глобальных компаний, будут возможности для роста.

Американские компании отдают предпочтение странам Юго-Восточной Азии перед Индией, в то время как для европейских компаний характерна обратная тенденция. Около 18% компаний рассчитывают, что в ближайшем будущем в странах с развивающимися рынками сохранится существенный рост. Большинство (57%) ожидают, что рост, если и сохранится, будет идти не такими быстрыми темпами, как в последние два года. По мнению 25% респондентов, рост значительно замедлится.

Компании совершенно обоснованно сохраняют уверенность в возможностях, которые предоставляют развивающиеся рынки. Это выглядит вполне закономерным, ведь, по оценкам Всемирного банка, в 2009–2020 гг. на долю Бразилии, России, Индии и Китая придется 40% мирового экономического роста.

Таблица 1

Изменение совокупной рыночной капитализации

30 крупнейших компаний по секторам экономики

Снижение стоимости, %

Сектор

0<10

Биотехнологии, фармацевтика

10<20

20<30

Производство потребительских товаров

30<40

Топливно-энергетическая промышленность и электроэнергетика, СМИ и индустрия развлечений, нефтегазовая промышленность

40<50

Автомобильная промышленность, технологии

50+

Недвижимость, металлургия и горнодобывающая промышленность, банковский сектор

Таблица 2

Как отразился кризис на работе с клиентами?

Реакция

% 

Мы повысили внимание к ключевым клиентам

72

Мы запустили новые продукты или услуги

39

Мы расширили базу клиентов (посредством выхода на новые региональные рынки)

34

Мы расторгли договоры, характеризующиеся высокой степенью риска

31

Некоторые из наших ключевых клиентов обанкротились

24

Клиенты расторгли договоры с нашей компанией

19

Таблица 3

Какие из перечисленных мер вы намерены использовать в ближайшее время?

Мера

%

Обеспечение безопасности текущей деятельности компании

74

Защита существующих активов

40

Повышение эффективности деятельности

39

Реструктуризация, направленная на соответствие новым условиям

37

Поиск новых возможностей на рынке

19

Таблица 4

Какие меры в управлении денежными средствами предпринимает ваша компания?

Мера

%

Нисходящий анализ существующих процедур управления денежными средствами и денежными потоками

68

Включение мер по управлению оборотным капиталом в число задач, связанных с повышением эффективности деятельности

52

Рассмотрение возможности продажи некоторых активов для получения денежных средств

36

Составление экстренных планов, направленных на получение дополнительных денежных средств

21

Согласование подхода в отношении инвестирования избыточных денежных средств (например, в облигации, ценные бумаги и т.д.)

18

Таблица 5

На каких видах деятельности ваша компания сконцентрирует свои капитальные затраты?

Вид

%

Сохранение существующей модели бизнеса

23

Стратегические приобретения

16

В настоящий момент мы еще не выработали оптимальный подход

8

Оптимизация или рост согласно существующей модели бизнеса

53

Таблица 6

Какие меры по снижению затрат уже приняла ваша компания?

Меры

%

Общий анализ, нацеленный на снижение затрат

84

Сокращение численности персонала

60

Рационализация ИТ

44

Рационализация вознаграждений сотрудникам

42

Рационализация в отношении объектов недвижимости

30

Прочие инициативы по снижению расходов

4

Ничего из вышеперечисленного

4

Таблица 7

Какая служба вашей компании более всего пострадала в последнее время?

Служба

%

Слияния и приобретения

40

Продажи и маркетинг

37

Исследования и разработки

31

Операционная деятельность

27

Информационные технологии

25

Программы устойчивого развития

14

Управление рисками

6

В нашей компании не наблюдается снижения инвестиций

15

 

К СВЕДЕНИЮ

Исследование «Новые перспективы в сложных условиях» (Opportunities in Adversity) проводилось в январе 2009 г. фирмой The Economist Intelligence Unit по заказу «Эрнст энд Янг». В опросах приняли участие 337 членов советов директоров международных корпораций (больше половины из них имеют оборот свыше 10 млрд долл.), которые рассказали о том, как экономический спад повлиял на их стратегические цели и методы деятельности.