Масштабный образовательный проект «Профессионалитет» открывает новые возможности для молодежи и бизнеса по всей России. Однако проверка Счетной палаты показала, что за формальным выполнением планов скрываются системные проблемы, ставящие под вопрос реальную эффективность реформы среднего профессионального образования. О ключевых достижениях и тревожных сигналах рассказываем в этой статье.
Единый день открытых дверей прошел 18 октября во всех кластерах федерального проекта «Профессионалитет» национального проекта «Молодежь и дети». Более 850 тыс. школьников 8—11-х классов и их родителей узнали, как получить востребованные специальности и найти интересную работу.
В преддверии события зампред правительства Дмитрий Чернышенко рассказал о масштабах проекта: «Федеральный проект „Профессионалитет“ нацпроекта „Молодежь и дети“ играет важную роль в обеспечении технологического лидерства России — национальной цели, поставленной нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным. В рамках федпроекта созданы кластеры по ключевым отраслям экономики, которые уже объединили 1,5 тыс. образовательных организаций и почти 2,5 тыс. компаний-работодателей в 86 регионах страны». По словам вице-премьера, благодаря этой работе перед молодежью открыты широкие возможности для получения практических навыков и востребованных специальностей.
На сегодняшний день в рамках проекта создано более 500 кластеров в 86 регионах России, что обеспечивает всестороннюю поддержку студентов и педагогов, а также тесную связь системы СПО с реальным сектором экономики. «„Профессионалитет“ дает молодым людям возможность быстро и качественно получить востребованные профессии, гарантирует целевое обучение и трудоустройство. Этот проект не только меняет систему среднего профессионального образования, но и закладывает основу устойчивого развития нашей экономики. Сегодняшние школьники должны видеть перспективы своего профессионального развития, и именно для этого в колледжах и техникумах „Профессионалитета“ мы организуем единый день открытых дверей», — прокомментировал министр просвещения Сергей Кравцов.
Напомним, что федеральный проект «Профессионалитет» был запущен в 2022 г. Его ключевая цель — синхронизировать кадровые потребности предприятий с возможностями системы среднего профессионального образования для развития экономики, обеспечения технологического и кадрового суверенитета страны. Реализация проекта, федеральным оператором которого является Институт развития профессионального образования, нацелена на комплексную модернизацию системы СПО и создание новой отраслевой модели подготовки квалифицированных кадров.
В числе основных задач «Профессионалитета» — обеспечение приоритетных отраслей экономики квалифицированными кадрами. Это достигается за счет сокращения сроков обучения, интенсификации образовательных программ и увеличения доли практической подготовки.
СПО в России
Объективную картину того, как модернизация в рамках «Профессионалитета» влияет на систему в целом, позволила получить проверка Счетной палаты. Ее результаты дают представление о состоянии СПО в России. Как отметили в ведомстве, по данным федерального статистического наблюдения за 2024 г., на начало 2024/2025 учебного года средним профессиональным образованием было охвачено 3,85 млн студентов.
В образовательных организациях среднего профессионального образования на начало 2024/2025 учебного года работало 359,2 тыс. человек, из них педагогических работников — 199,5 тыс. человек (в том числе преподаватели — 147,3 тыс. человек, мастера производственного обучения — 18,8 тыс. человек). При этом численность педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 44,4 тыс. человек (или 22,3%), а педагогических работников старше 55 лет — 63,1 тыс. человек (31,6%) от общей численности педагогических работников.
Реализация мероприятий по модернизации системы СПО в РФ обусловлена необходимостью актуализации содержания профессионального образования, развития кадрового потенциала и материально-технической базы организаций СПО. «Среди актуальных вопросов системы СПО отмечался в том числе низкий престиж данного вида образования. При этом предлагаемые программы, квалификация преподавательского состава и уровень материально-технического оснащения учреждений не отвечают потребностям рынка труда», — отметила Счетная палата в своем отчете.
При этом аудиторы напомнили, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. поставлена задача расширения федерального проекта «Профессионалитет». Правительству РФ поручено предусмотреть в рамках реализации ФП «Профессионалитет» подготовку в срок до 2028 г. не менее 1 млн квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для обеспечения ключевых с точки зрения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности страны отраслей экономики, в том числе электронной промышленности и индустрии робототехники, обеспечив необходимое финансирование.
Ключевыми мероприятиями ФП «Профессионалитет» являются:
-
создание образовательно-производственных центров и образовательных кластеров среднего профессионального образования;
-
создание и обеспечение функционирования Центров опережающей профессиональной подготовки;
-
проведение чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы», чемпионата высоких технологий и чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
-
повышение квалификации различных категорий педагогических работников (преподаватели, мастера производственного обучения, методисты), региональных управленческих команд, заместителей директоров по воспитательной работе, кураторов учебных групп и иных работников, ответственных за воспитательную работу в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО.
Эффективность бюджетных расходов в рамках проекта «Профессионалитет» стала предметом проверки Счетной палаты. Основными задачами контрольного мероприятия являлись проверка соблюдения законодательства при его реализации и оценка эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на государственную поддержку системы СПО.
Системные недостатки проекта
Проверка показала, что все запланированные показатели и результаты ФП «Профессионалитет» достигнуты. Вместе с тем отмечались отдельные недостатки при планировании значений показателей. В частности, плановые значения большинства показателей ежегодно существенно (на 25% и более) перевыполнялись, при том, что плановые значения ежегодно увеличивались.
Кроме того, в ведомстве отметили, что мониторинг отдельных данных о реализации мероприятий проекта осуществляется Минпросвещения России по форме СПО-мониторинг только с 2025 г. При этом формы федерального статистического наблюдения № СПО-1 и № СПО-2 2 не предполагают сбора данных о показателях, характеризующих реализацию мероприятий федерального проекта.
Что касается финансирования, в 2022—2024 гг. на реализацию «Профессионалитета» из федерального бюджета было выделено 46346,3 млн руб. Кассовое исполнение составило 46338,8 млн руб. (99,98%). Однако следует отметить, что финансирование проекта предполагает софинансирование из региональных бюджетов и внебюджетных источников. В связи с этим отсутствие в отчетности полных данных об этих средствах не позволяет оценить общий объем финансовых ресурсов, запланированных и фактически вложенных в проект.
В ходе проверки также выявлено, что объем фактически привлеченных средств из региональных бюджетов и внебюджетных источников в отчетности не отражается или отражается не в полном объеме, что затрудняет оценку эффективности проекта.
Еще одной проблемой стало низкое качество планирования объемов субсидий подведомственным Минпросвещения России учреждениям. В результате у последних образовывались неиспользованные и невостребованные остатки.
В то же время установлены факты недостижения значений результатов предоставления грантов отдельными грантополучателями. При этом Минпросвещения России не применяло мер ответственности и не направляло требования о возврате части гранта в федеральный бюджет.
Также необходимо отметить, что в число участников проекта включены кластеры, созданные без предоставления средств федерального бюджета, хотя соответствующий результат в паспорте федерального проекта отсутствует.
В области кадрового обеспечения отсутствует единый подход в части выбора тематики и установления продолжительности программ повышения квалификации педагогических работников одной категории. Кроме того, объемы программ повышения квалификации для одной категории слушателей не регламентированы и ежегодно меняются.
Отдельная проблема связана с неэффективным использованием приобретенного оборудования. В частности, часть оборудования (69,1%), приобретенного в 2023—2024 гг. на общую сумму 695,2 млн руб. для оснащения центра повышения квалификации в г. Нижнем Новгороде, в настоящее время не используется.
Выводы и предложения госаудиторов
По результатам проверки Счетная палата пришла к выводу, что реализация мероприятий ФП «Профессионалитет», несмотря на достижение всех плановых значений показателей в 2022—2024 гг., не позволяет сделать однозначный вывод о влиянии федерального проекта на модернизацию системы среднего профессионального образования. Чтобы исправить эту ситуацию и повысить эффективность проекта, ведомство подготовило ряд рекомендаций, в том числе Правительству РФ предлагается поручить Минпросвещения России в срок до 1 февраля 2026 г.:
1. Принять меры по актуализации в отчете о завершении реализации федерального проекта «Профессионалитет» информации о фактическом объеме привлеченных средств региональных бюджетов и внебюджетных средств.
2. При определении размера субсидии на реализацию мероприятий по подготовке и проведению финалов чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалитет» и чемпионата высоких технологий федерального проекта учитывать наличие ранее закупленного оборудования и отремонтированных помещений для проведения таких мероприятий в предыдущие периоды.
3. Организовать на постоянной основе мониторинг реализации мероприятий федерального проекта «Профессионалитет», а также проработать совместно с Росстатом вопрос о дополнении форм федерального статистического наблюдения № СПО-1 и № СПО-2 показателями, характеризующими реализацию программ профессионалитета.
В условиях структурного дефицита кадров «Профессионалитет» является стратегически важным проектом для обеспечения экономики квалифицированными специалистами. Но для его успеха необходима не только дальнейшая масштабная реализация, но и системное устранение недостатков в планировании, контроле за расходованием средств и оценке реальной эффективности.
К сведению
Соцконтракт как поддержка занятости
С начала 2025 г. более 77 тыс. граждан заключили социальный контракт на открытие собственного дела. Всего этой мерой поддержки в текущем году охвачено свыше 520 тыс. человек, заключено порядка 186 тыс. контрактов. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Согласно озвученным данным, более 186 тыс. социальных контрактов с охватом свыше 520 тыс. граждан заключены за девять месяцев 2025 г. «Развитие своего дела — самое востребованное направление соцконтракта. Более 77 тысяч граждан (41,7%) организовали собственный бизнес благодаря этой мере поддержки», — отметил министр.
По его словам, социальный контракт — это не только средства на открытие или развитие своего дела. Органы соцзащиты сотрудничают с центрами «Мой бизнес», помогая составить бизнес-план, найти локальные рынки сбыта и получить юридическую помощь.
Второе по популярности направление — содействие в трудоустройстве. Его выбрали 61,6 тыс. человек (33%). Поддержку на развитие личного подсобного хозяйства получили 24,3 тыс. граждан (13%). Почти 23 тыс. контрактов помогли гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (12,3%).
В 2025 г. наиболее популярными сферами ведения бизнеса стали индустрия красоты (27,1% от общего количества соцконтрактов), производство (9,4%), автомобильное обслуживание (7,1%), строительство (6,7%), услуги по ремонту (5,6%) и фото- и видеоуслуги (5,3%).
Среди граждан, реализующих социальный контракт на развитие личного подсобного хозяйства, наиболее востребованы животноводство (70,2%), птицеводство (13,1%), овощеводство (7,7%) и растениеводство (4,3%).
Социальный контракт могут заключать граждане, если среднедушевой доход в семье меньше прожиточного минимума на человека. Благодаря этой мере поддержки можно открыть свое дело, развивать личное подсобное хозяйство, устроиться на работу или получить помощь для преодоления трудной жизненной ситуации.
В министерстве считают, что социальный контракт — один из наиболее эффективных инструментов формирования долгосрочного устойчивого источника дохода и роста благосостояния. В ведомстве называют этот инструмент «дорожной картой», в которой зафиксирован пошаговый план действий для преодоления трудной жизненной ситуации и увеличения доходов семьи.
По итогам 2024 г. было заключено 204,7 тыс. социальных контрактов, которые охватили порядка 552,1 тыс. человек. В результате порядка 75,5% граждан увеличили свои доходы, а почти 45% вышли из бедности.
«Эффективным инструментом улучшения благосостояния семей с низкими доходами является программа социального контракта», — подчеркнул А. Котяков. При этом он уточнил, что с 2021 г. этот инструмент доступен во всех регионах страны. По итогам 2024 г. рост доходов зафиксирован у 75% граждан, реализовавших соцконтракт.
Также министр сообщил, что в 2026 г. программой будет охвачено более 700 тыс. человек. «В 2026 г. на социальные контракты предусмотрено почти 46 млрд руб. Причем для ветеранов специальной военной операции контракт будет доступен без учета уровня дохода семьи», — добавил глава Минтруда России.
К сведению
Зарубежный опыт развития СПО
В рамках контрольного мероприятия Счетная палата проанализировала зарубежный опыт государственной поддержки системы среднего профессионального образования на примере трех стран: Австрии, Великобритании и Индии.
Австрия
В этой стране профессионально-техническое обучение признано эффективным. Существует множество форм подготовки: от коротких предпрофессиональных курсов до многолетних программ в техникумах, сочетающих общее образование с качественной профессиональной подготовкой. Широко распространена система, при которой теоретическое обучение в учебном заведении чередуется с практической работой на предприятии.
Острой проблемой является нехватка квалифицированных кадров. Для ее решения запускаются новые программы, ориентированные на привлечение учащихся. Также отмечаются трудности со снижением уровня базовых знаний школьников и сохраняющимся неравенством. Для их преодоления правительство реализует специальные программы поддержки, а также активно внедряет цифровые платформы для повышения гибкости обучения.
Великобритания
Система профессионального образования здесь децентрализована и регулируется отдельными частями королевства. Обучение доступно с 16 лет и может быть как частью общей образовательной программы, так и в виде специализированных курсов. Ключевую роль играют колледжи дополнительного образования, которые являются центрами обучения для местных сообществ.
Особенностью является активное участие работодателей. Они помогают разрабатывать стандарты, обучать и оценивать результаты. Для финансирования практико-ориентированного обучения крупные компании уплачивают специальный взнос. Государственные инициативы направлены на повышение роли бизнеса в планировании подготовки кадров, трансформацию финансирования и поддержку обучения на протяжении всей жизни.
Индия
Развитие среднего профессионального образования находится в совместном ведении центра и регионов. Основу системы составляют специальные учебные заведения, предлагающие программы продолжительностью один-два года. Однако эти учреждения загружены менее чем наполовину.
В стране была разработана и внедрена автоматизированная система оценки качества таких учебных заведений. Она использует данные о зачислении студентов, успеваемости, разнообразии программ и других показателях для ежегодного присвоения рейтинга. Проверки со стороны высшего органа финансового контроля выявили неполное использование бюджетных средств, нехватку оборудования и квалифицированных преподавателей, а также слабую работу по трудоустройству выпускников.
Общие выводы
Анализ показал, что во всех трех странах развитию среднего профессионального образования уделяется серьезное внимание в связи с его важностью для экономики. Общими чертами являются:
-
Гибкость и разнообразие форм обучения.
-
Ориентация на потребности рынка труда и тесное взаимодействие с работодателями.
-
Широкое распространение моделей, сочетающих теорию с практикой на производстве.
-
Активное внедрение цифровых технологий и данных для управления качеством.
-
Внимание к контролю за эффективностью деятельности учебных заведений.
