Значительный рост экологических платежей вызвал критику бизнеса. Президент РСПП Александр Шохин указал, что по многим регулируемым веществам ставки станут больше в десятки раз и назвал такой подход необоснованным. Власти же видят в этом стимул для внедрения «зеленых» технологий и снижения вреда экологии, что является частью системной госполитики.
Напомним, что распоряжением Правительства РФ от 1 сентября 2025 г. № 2409-р утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2026—2030 гг. Этот документ определяет порядок взимания экологических платежей с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная деятельность которых оказывает влияние на природу.
Новые ставки и цели экологической политики
Такую плату вносят предприятия I—III категорий опасности. Например, занятые в сфере перевалки угля, металлургической и химической промышленности, нефтепереработки, а также объекты по переработке зерна.
Согласно документу, ставки платы будут поэтапно увеличиваться в отношении загрязняющих веществ, образующихся при выбросах в атмосферу и сбросах в водные объекты. Размер ставок рассчитан по прежнему подходу — с учетом степени опасности веществ (ПДК) и удельного экономического ущерба, который они наносят окружающей среде. При этом удельный экономический ущерб впервые за более чем 30 лет был пересмотрен и определен в ценах 2024 г. — ранее он оставался неизменным с 1991 г.
Основное внимание уделено производствам I категории опасности, осуществляющим выбросы таких веществ, как диоксид серы, бензолы, ртутные и свинцовые соединения. Как пояснили в Минприроды, превышение предельно допустимых концентраций этих соединений не только наносит вред экосистемам, но и представляет прямую угрозу здоровью людей.
В соответствии с российским законодательством, предприятия I категории опасности должны были до начала 2025 г. получить комплексные экологические разрешения (КЭР). Этот документ подтверждает соответствие производства экологическим требованиям, основанным на применении наилучших доступных технологий (НДТ).
Для предприятий, внедривших такие технологии и соблюдающих установленные нормативы, предусмотрен коэффициент «ноль», что освобождает их от внесения платы за негативное воздействие. На сегодняшний день такие разрешения получили 3514 компаний, еще 887 производств остаются без КЭР — их деятельность пока не приведена в соответствие с требованиями НДТ.
Кроме того, распоряжением установлены ставки платы за размещение малоопасных твердых коммунальных отходов (ТКО): в 2026 г. она составит 190 руб. за тонну, с последующим поэтапным повышением до 823 руб. к 2030 г. — до экономически обоснованного уровня. Как отметили авторы поправок, прежняя ставка в 95 руб. за тонну не менялась с 2018 г., несмотря на то что расходы региональных бюджетов на охрану окружающей среды и развитие инфраструктуры по обращению с отходами за это время существенно возросли.
Комментируя новое постановление, в Минприроды подчеркнули, что сегодня Россия последовательно совершенствует систему экологического регулирования, делая ее более прозрачной и предсказуемой. Экологическое благополучие закреплено в качестве одной из национальных целей, обозначенных президентом Владимиром Путиным.
В стране действует так называемый «Усольский закон», обязывающий собственников опасных производств и объектов размещения отходов I и II классов опасности устранять нанесенный природе ущерб после завершения деятельности предприятий.
Реализуются и федеральные проекты экологической направленности. Так, в рамках проекта «Чистый воздух» в 41 городе с высоким уровнем загрязнения промышленность, коммунальные и транспортные предприятия модернизируют оборудование, снижая объемы выбросов в атмосферу. К 2036 г. уровень загрязнений должен сократиться вдвое.
В рамках проекта «Вода России» строятся и реконструируются очистные сооружения, проводится расчистка русел рек, улучшается состояние озер и водохранилищ. А по проекту «Экономика замкнутого цикла» регионы создают современные мощности для обработки и утилизации отходов.
Важно, что все платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются «окрашенными» — то есть поступающие в бюджеты средства строго направляются на природоохранные цели: рекультивацию загрязненных территорий, восстановление лесов, экологическую реабилитацию водных объектов и другие мероприятия.
По итогам прошлого года в региональные бюджеты поступило около 29 млрд руб. экологических платежей, из которых 22 млрд составила плата за негативное воздействие на окружающую среду. Эти средства возвращаются в экономику в виде инвестиций в природоохранные проекты, обеспечивая баланс между развитием промышленности и сохранением экосистем.
Предприниматели требуют приостановить действие распоряжения
Также в министерстве отметили, что проект документа был предварительно обсужден с представителями бизнеса, региональными властями и заинтересованными федеральными ведомствами. По замыслу правительства, цель изменений — не просто взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, а стимулирование предприятий к экологической модернизации и внедрению наилучших доступных технологий.
Однако представители делового сообщества воспринимают ситуацию иначе. По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохина, предусмотренное увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется не вполне обоснованным и чрезмерным. Он подчеркнул, что в совокупности по более чем 80% регулируемых веществ в ближайшие пять лет ставки платы вырастут в 20 и более раз, а по 20 веществам — превысят 100-кратный рост, достигая в отдельных случаях 227 000 раз.
По оценке РСПП, столь резкое повышение ставок платы за негативное воздействие при неизменной структуре промышленных выбросов приведет к существенному росту совокупных издержек предприятий. По самым консервативным расчетам, общий объем таких платежей к 2030 г. может достигнуть порядка 0,5 трлн руб. в год. По словам А. Шохина, детальная информация о воздействии промышленности на окружающую среду в открытом доступе практически отсутствует: государственные доклады содержат данные лишь по ограниченному числу веществ, в основном по водным сбросам, что делает невозможным более точное прогнозирование последствий.
В РСПП также обращают внимание на то, что проект распоряжения № 2409-р был подготовлен в закрытом порядке и без участия предпринимательского сообщества. Принятие документа в форме распоряжения, а не постановления Правительства РФ, исключило возможность проведения предусмотренных законодательством процедур публичного обсуждения. Кроме того, не была опубликована экономическая оценка последствий или прогноз относительно масштабов изъятий средств из экономики.
Как подчеркнул президент союза, ранее Правительство РФ уже признало необоснованным аналогичный подход при утверждении ставок экологического сбора и поддержало необходимость предварительного обсуждения подобных решений с бизнесом в установленном порядке. Особое беспокойство вызывает и то, что одновременно с утверждением ставок платы вышло поручение о разработке методологии их расчета, на которую отведен целый год. В РСПП считают, что столь значительное повышение ставок до утверждения методических основ их определения выглядит преждевременным.
В связи с этим союз обратился в Правительство РФ с предложением приостановить вступление распоряжения № 2409-р в силу и сохранить действующие на 2025 г. ставки с возможной индексацией на прогнозный уровень инфляции. Также РСПП предлагает провести открытую и предметную дискуссию по вопросам комплексного пересмотра ставок с учетом будущей методологии.
К сведению
Ужесточаются правила водопользования: промышленности придется платить больше
Министерство природных ресурсов и экологии России подготовило проект изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Новые правила не затронут организации жилищно-коммунального хозяйства и энергетического комплекса — для них ставки сохранятся на прежнем уровне, а значит, изменения не отразятся на тарифах для населения.
Корректировка коснется предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности. С 2026 г. для них в десятикратном размере увеличится плата за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (за исключением морей) для производственных нужд. Эта мера, как отмечают в Минприроды, направлена на сокращение непроизводительных потерь воды, снижение антропогенной нагрузки на водные экосистемы и формирование источников финансирования экологических программ.
Для предприятий, не оборудованных приборами учета воды, будет установлен повышающий коэффициент — он вырастет с 1,1 до 10. Таким образом, установка счетчиков станет не только требованием природоохранного законодательства, но и способом оптимизации затрат: компании смогут оплачивать исключительно фактически использованный объем воды. Кроме того, точные данные от приборов позволят повысить прозрачность расчетов и сделать водопользование более рациональным.
В Минприроды подчеркивают, что пересмотр ставок платы за пользование водными объектами поможет не только сократить непроизводительные потери, но и обеспечить дополнительный доход федеральному бюджету. Эти средства будут направлены на реализацию экологических проектов, модернизацию систем водоснабжения и развитие инфраструктуры, что должно повысить общую эффективность водопользования в промышленном секторе.
