
В Госдуму внесен проект поправок в Налоговый кодекс, разработанный Минфином. Он предусматривает повышение налоговой нагрузки на предприятия. Средства необходимы в первую очередь для финансирования обороны и безопасности — пояснили в ведомстве. Однако эксперты предупреждают о серьезных макроэкономических рисках запланированных нововведений. Ужесточение фискального режима может спровоцировать рост банкротств компаний и усилить инфляционное давление, поскольку бизнес будет вынужден перекладывать возросшие издержки на потребителей.
В Государственную Думу внесен масштабный законопроект от Минфина, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. Наиболее серьезный удар по бизнесу нанесут два взаимосвязанных изменения: повышение ставки НДС до 22% и резкое снижение порога для уплаты НДС для «упрощенцев» — с 60 млн до 10 млн руб. годового дохода (о ключевых поправках, которые должны вступить в силу с 1 января 2026 г., читайте на стр. 5—6).
Официальная цель реформы — повышение доходов бюджета для финансирования ключевых государственных программ в условиях геополитической турбулентности и борьба с практикой незаконного дробления бизнеса для уклонения от уплаты налогов. Из пояснительной записки к документу следует, что реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, обеспечит дополнительные доходы федерального бюджета: в 2026 г. — в объеме порядка 1,538 трлн руб.; в 2027 г. — в объеме порядка 2,371 трлн руб.; в 2028 г. — в объеме порядка 2,750 трлн руб.
В частности, повышение ставки НДС на 2 п.п., до 22%, принесет в бюджет дополнительно 1,187 трлн руб. Снижение порога для уплаты НДС для компаний на УСН с 60 млн до 10 млн руб., по расчетам авторов законопроекта, позволит получить еще 200 млрд руб.
Комментируя в интервью «ТАСС» предложенные поправки, министр финансов Антон Силуанов отметил, что сбалансированный за счет фискальных мер бюджет дает ЦБ пространство для снижения ключевой ставки, что принципиально важно для инвестиций и экономического роста. Касаясь повышения НДС, министр отметил, что этот вариант был выбран как наименее негативный для экономики по сравнению с альтернативными сценариями, а снижение порога для уплаты налога направлено в первую очередь на пресечение схем «дробления» бизнеса.
Экономику накроет волной ликвидаций
Эксперты опасаются, что такие изменения в налоговой политике не добавят устойчивости экономике, а напротив, могут больно ударить по ее наиболее уязвимым сегментам. Так, повышение фискальной нагрузки может спровоцировать новую волну ликвидаций предприятий, особенно среди малого бизнеса, для которого даже незначительное увеличение фискальной нагрузки является критическим.
Официальные показатели фиксируют рост числа субъектов малого предпринимательства и увеличение налоговых поступлений. Но детальный анализ показывает, что это лишь иллюзия устойчивости. По данным «Опоры России», на 10 января 2025 г. по сравнению с аналогичной датой прошлого года общее количество субъектов МСП увеличилось на 3,8% и составило 6 588 535 предприятий. Однако больше эта цифра стала лишь за счет роста индивидуальных предпринимателей. Их число приросло на 6,6%, или на 266 584. При этом число юридических лиц сократилось на 1,1%, или на 25 820 предприятий.
Проведенный «ЭЖ» анализ данных Росстата показал, что за январь — июль в России официально ликвидировано 164 682 организаций — это почти в полтора раза больше, чем число зарегистрированных компаний за этот период. Это первый подобный спад с 2022 г. Эксперты считают, что негативная динамика вызвана в том числе усилением налогового бремени. Напомним, что с текущего года налог на прибыль организаций повышен с 20 до 25%, а у бизнеса появилась обязанность платить НДС при доходах свыше 60 млн руб. на УСН.
Подтверждает эти опасения и динамика индекса самочувствия малого и среднего бизнеса России RSBI, который ежемесячно рассчитывают «Опора России», ПСБ и НАФИ. В мае 2025 г. этот показатель снизился до 50,9 п.: впервые с начала 2023 г. деловая активность почти прекратила рост. Несмотря на улучшение условий кредитования, в августе 2025 г. этот показатель был еще ниже — 50,4 п. Как пояснили аналитики, слабые продажи и сдержанные инвестиционные планы продолжили ограничивать деловую активность.
По мнению авторов исследования, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства находится в состоянии неопределенности четвертый месяц. «Мы видим, что среди представителей этого сегмента наблюдаются опасения на фоне текущей экономической конъюнктуры и высоких кредитных ставок. Такой тренд говорит о том, что представители малого и среднего бизнеса пока дают осторожные оценки по улучшению условий ведения бизнеса на ближайшую перспективу», — отметил старший вице-президент, заместитель руководителя блока малого и среднего предпринимательства ПСБ Кирилл Тихонов.
Давление на инфляцию усилится
Повышение налоговой нагрузки создает прямые предпосылки для ускорения инфляции. Бизнес, столкнувшийся с ростом фискальных обязательств, неминуемо переложит дополнительные издержки на конечных потребителей через повышение цен. «Последующий за повышением НДС рост цен зависит от отраслей экономики и операционных затрат, которые несет бизнес. По товаропроводящей цепочке пропорционально этому повышению локально будут расти цены», — подтвердил в разговоре с «ЭЖ» Дмитрий Морковкин, доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ.
Эксперты обращают внимание, что НДС является косвенным налогом — его стоимость включена в цену товара или услуги и оплачивается покупателем. «Поэтому увеличение размера НДС повлечет за собой увеличение цены соответствующих продуктов на 2%. Для большинства продовольственных товаров (одежда, электроника, бытовая техника и пр.), скорее всего, экономическая ситуация абсолютно никак не изменится. Для более дорогостоящих товаров (автомобили, дорогостоящее имущество) такое увеличение может оказаться критическим, и многие потенциальные покупатели будут отказываться от совершения таких покупок», — спрогнозировал для «ЭЖ» Тимур Фатыхов, налоговый консультант, управляющий партнер «Фатыхов и партнеры».
По оценке эксперта, резкое снижение порога доходов по УСН подтолкнет цены вверх еще минимум на 2%. Чиновники утверждают, что изменение направлено на снижение числа незаконных схем по дроблению бизнеса, эксперты сомневаются в его эффективности. «На наш взгляд, данное нововведение не уменьшит количество налоговых схем, поскольку их наличие обусловлено самим наличием специальных режимов и разграничения условий налогообложения. Самым вероятным последствием таких изменений будет увеличение финансовых поступлений в бюджет и увеличение конечной стоимости услуг и товаров», — подчеркнул Т. Фатыхов.
Желание властей нарастить бюджетные доходы в текущих условиях объяснимо. Однако возникает вопрос: оправдано ли восполнение дефицита государственных ресурсов ценой ослабления малого бизнеса и дополнительного давления на потребителей. Подобные фискальные инициативы способны обеспечить краткосрочный рост поступлений, но несут в себе и риски сокращения предпринимательской активности, снижения инвестиционного интереса и усиления инфляционного давления. В результате проведения такой фискальной реформы может быть подорвана сама база для будущего экономического роста.