Статистика фиксирует рост объемов капиталовложений и расширение инструментов их поддержки. Однако эксперты подчеркивают: количественное наращивание не решает ключевой задачи. Для долгосрочного развития экономики требуется изменить структуру инвестиций, усилив вложения в технологии, оборудование и инновации. В противном случае экономический рост рискует остаться ограниченным.
Тема повышения инвестиционной активности стала предметом обсуждения на втором заседании общественно-экспертного совета по национальному проекту «Эффективная и конкурентная экономика». Встреча, прошедшая на площадке ВЭБ.РФ, была посвящена поиску решений, которые позволят не только наращивать объемы капиталовложений, но и менять их структуру. Открывая дискуссию, министр экономического развития РФ Максим Решетников напомнил, что по итогам предыдущего заседания Федеральная антимонопольная служба уточнила мероприятия и контрольные точки проекта, в том числе с учетом рекомендаций совета.
Перейдя к теме инвестиций, глава Минэкономразвития подчеркнул, что именно они определяют темпы потенциального развития экономики. По словам министра, источниками ресурсов для капиталовложений являются не только долговое финансирование, но и долевое участие, а также собственные средства предприятий. В этой связи он обратил внимание на необходимость комплексного подхода к поддержке инвесторов: «С этой точки зрения надо рассмотреть весь спектр мер поддержки, созданных в последнее время», — указал М. Решетников.
Глава общественно-экспертного совета, декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан отметил, что предыдущее заседание совета оказалось результативным и позволило обсудить ключевые вопросы, связанные с инвестиционной активностью. «Главная мотивация для эксперта — быть услышанным и даже внедренным», — сказал он, поблагодарив за то, что предложения членов совета начинают «входить в нормативное поле».
Достижения в цифрах
Федеральный проект «Повышение инвестиционной активности» нацелен на достижение одного из ключевых показателей национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». Речь идет о планомерном увеличении объема инвестиций в основной капитал: к 2030 г. он должен вырасти не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 г. При этом основной акцент делается на создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата, который обеспечит устойчивый приток капитала и эффективность вложений.
Администратор проекта, заместитель министра экономического развития Денис Тюпышев представил данные о реализации федерального проекта за первое полугодие 2025 г. Так, в рамках Фабрики проектного финансирования продолжается реализация 40 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 5,8 трлн руб. «К концу 2025 г. ожидаем, что механизм дополнительно привлечет порядка 2,1 трлн руб. инвестиций в крупные проекты», — отметил он, подчеркивая значимость созданных инструментов для привлечения капитала в масштабные проекты.
В рамках механизма СЗПК, направленного на защиту интересов инвесторов через создание прогнозируемых условий реализации крупных проектов, в этом году было заключено три новых соглашения. На сегодняшний день общий объем заключенных СЗПК достиг 74 соглашений, обеспечивая инвестиции на сумму 4,2 трлн руб.
С учетом обновления таксономии проектов технологического суверенитета на данный момент реализуется 55 проектов общей стоимостью свыше 5,2 трлн руб. По итогам первого полугодия 2025 г. в реестр проектов технологического суверенитета были включены 10 новых инициатив общей стоимостью более 3,5 трлн руб.
Д. Тюпышев также рассказал о реализации механизма «Трансформация делового климата» и связанных инициатив: в восьми «дорожных картах» собрано 418 инициатив, из которых более 330 уже реализованы и одобрены бизнесом. В частности, проект «Реинжиниринг правил промышленного строительства» позволил сократить срок прохождения клиентского пути инвестора при строительстве промышленного объекта на 25,1% — до 508 дней, а сопутствующие издержки снизились на 13,1%.
Внимание к качеству
Несмотря на рост объемов капиталовложений и расширение инструментов поддержки, в российской экономике сохраняются существенные структурные проблемы, сдерживающие эффективность инвестиций. В частности, наблюдается дисбаланс между количественным приростом вложений и их качественной структурой: недостаточно ресурсов направляется в технологии, оборудование и инновационные проекты.
Кроме того, существуют региональные различия в доступе к инфраструктуре и финансовым инструментам, а также сложности с прогнозированием рисков крупных проектов. Эти факторы ограничивают потенциал долгосрочного экономического роста и требуют целенаправленных мер для поступательного решения накопившихся проблем.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Александр Широв в своем выступлении обратил внимание на необходимость повышения качества структуры инвестиций. Он высказался за принятие дополнительных стимулирующих мер, в том числе расширение механизма федерального инвестиционного налогового вычета. За масштабирование ФИНВ выступили также главный экономист ВЭБ РФ Андрей Клепач и представитель «Деловой России» Марина Авдиенкова.
Руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников предложил рассмотреть возможность внедрения дополнительных индикаторов инвестиционной активности. По его мнению, такие показатели могли бы учитывать не только темпы вложений в машины и оборудование, но и уровень региональной дифференциации, а также достаточность инвестиций в ключевых отраслях экономики. Это позволило бы получить более полное представление о качестве и сбалансированности капитальных вложений.
Заместитель декана по научной работе экономического факультета МГУ Александр Курдин представил подходы к определению приоритетов при отборе инвестиционных проектов для поддержки, в том числе с учетом инновационного мультипликатора, позволяющего учитывать влияние проектов на инновационный потенциал экономики.
Подводя итоги заседания, представители Минэкономразвития отметили, что все предложения экспертов будут внимательно рассмотрены и интегрированы в дальнейшую работу по совершенствованию механизмов поддержки инвестиций. Обсуждение подчеркнуло важность применения комплексного подхода к отбору и стимулированию проектов, а также использования инструментов оценки их технологического и инновационного потенциала. Реализация этих мер создаст условия для более сбалансированной, качественно ориентированной инвестиционной политики.
К сведению
Инвестиции и забота о сотрудниках: динамика августа
РСПП рассчитал индекс социальной и инвестиционной активности в августе 2025 г. В отчетный период 62,6% респондентов сообщили, что они вели инвестиционные проекты. Среди инвестиционно активных организаций 82% смогли реализовать свои проекты без каких-либо корректировок графика или бюджета, что значительно выше показателя июля, когда эта доля составляла 64,2%.
Примерно 11,2% компаний осуществляли проекты с задержкой, а почти такое же число предприятий завершило их раньше запланированного срока. При этом 8,2% организаций пришлось сокращать объемы инвестиций, тогда как увеличить их удалось лишь 4,9% компаний.
Кадровая политика компаний оставалась активной: наем новых сотрудников осуществляли 80,6% организаций, увольнение работников произошло только в 3,8% случаев, а меры по сокращению рабочего времени для снижения издержек применяли 10,2% компаний.
Социальные программы для сотрудников имелись в 86,1% организаций, а инициативы, направленные на поддержку других категорий граждан, реализовали в 58,3% компаний. Программы для сотрудников включали выплату дополнительных средств, не предусмотренных трудовым законодательством (70,2%), оплату путевок на санаторно-курортное лечение и детский отдых (69,1%), добровольное медицинское страхование (67%), обеспечение работников питанием (56,4%), оплату транспорта или доставку на работу (52,1%), жилищные программы, включая ипотеку (39,4%), а также дополнительное пенсионное страхование (23,4%).