Зерновой экспорт России: амбиции и барьеры роста

| статьи | печать

К 2030 г. Россия планирует нарастить экспорт сельхозпродукции в 1,5 раза, для чего правительство расширяет меры поддержки. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании по развитию экспорта зерна. Росту поставок мешают логистические ограничения, высокие железнодорожные тарифы, а также торговые барьеры со стороны некоторых стран-импортеров. В частности, Китай сохраняет жесткие квоты на ввоз российского зерна, а Казахстан периодически вводит ограничения, что осложняет экспортные маршруты для сибирских аграриев.

Открывая совещание, М. Мишустин отметил, что по поручению президента правительство системно поддерживает агропромышленный комплекс. Прежде всего — для обеспечения продовольственной безопасности страны, чтобы гражданам были доступны качественные, здоровые и разнообразные продукты питания. «Базовые целевые показатели утвержденной главой государства доктрины в этой сфере выполняются. Видим рост и по многим остальным», — отметил премьер.

Он обратил внимание, что высокий уровень собственного производства позволяет поставлять сельскохозяйственную продукцию за рубеж и тем самым вносить весомый вклад в укрепление мировой продовольственной безопасности. Ведь в ее основе лежат именно зерновые культуры.

Задачи и поддержка

Россия является одним из лидеров глобального рынка зерна. В прошлом году аграрии собрали хороший урожай — почти 130 млн т зерновых и зернобобовых. Полностью закрыли внутренние потребности, что дало возможность направить рекордные объемы для продажи в другие государства.

В 2024 г. Россия впервые заняла ведущее место по поставкам ячменя. «Сохраняем позиции и по пшенице, каждая четвертая экспортная партия которой в мире сегодня имеет российское происхождение. Все это еще раз подчеркивает, что наша страна была и остается надежным партнером. Добросовестно выполняем коммерческие обязательства и дальше будем придерживаться таких принципов», — подчеркнул М. Мишустин.

Ранее глава государства обозначил задачу — к 2030 г. увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса в полтора раза относительно показателей 2021 г. Решаться она станет в том числе за счет наращивания поставок зерновых.

Премьер пообещал, что правительство продолжит оказывать широкую поддержку сельхозпроизводителям. В том числе будут сохранены инструменты, которые пользуются спросом. Среди них — льготное кредитование, которое сейчас наиболее популярно. Займы на выгодных условиях можно взять на закупку семян или уборку урожая. Для субсидирования процентной ставки по ним в текущем году были выделены дополнительные лимиты. Причем их большая часть использована для оформления краткосрочных кредитов, которые особенно нужны в начале посевной кампании.

Вместе с тем кабинет министров продолжит контролировать доступность удобрений для отечественного агропрома и наличие необходимого объема топлива для обеспечения сезонных полевых работ. «Совершенствуем также механизм льготного лизинга, чтобы сельхозпроизводители могли обновлять парк техники — трактора, комбайны и другие машины. И конечно, очень важная задача — наладить транспортировку продукции. Здесь мы действуем комплексно», — рассказал глава кабмина.

По этому направлению, во-первых, власти оказывают адресную помощь регионам. Так, в текущем году была увеличена субсидия на перевозку зерна из Сибири и с Урала по железным дорогам на треть — до более чем 8 млрд руб.

Во-вторых, государство занимается развитием портовой инфраструктуры. За прошлый год мощности по перевалке зерна выросли примерно на 10 млн т — до почти 85 млн. И такая работа продолжится. В планах — расширение пропускной способности подъездных путей к портам. За шесть лет по поручению президента провозные возможности Азово-Черноморского и восточного направлений должны стать больше в общей сложности более чем на 50 млн т.

Итоги сезона и прогнозы

Министр сельского хозяйства Оксана Лут в своем выступлении подчеркнула, что в силу своих традиций и природно-климатических условий Россия прочно закрепила за собой статус зернопроизводящей страны, где базовой культурой является пшеница. С 2016 г. РФ является лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок. Задача по сохранению лидерства стоит и на текущий сезон.

«В целом нашей стратегической целью является сохранение лидерства по поставкам пшеницы в мире», — подчеркнула министр. Также она отметила, что в этом году агропромышленное ведомство ожидает неплохой урожай ячменя и надеется повторить рекорд прошлого года по поставкам за рубеж этой культуры.

Кроме того, О. Лут озвучила экспортные итоги прошлого сезона, который закончился 1 июля, — Россия поставила за рубеж 44 млн т пшеницы. Всего зерновых было поставлено порядка 53 млн т. В целом это соответствует средним результатам российского экспорта за последние пять лет.

РФ поставляет зерновые в 108 государств мира, из них 70 стран импортируют отечественную пшеницу. Одновременно продолжается расширение географии экспорта. В прошлом году в портфеле появилось 11 новых стран. При этом семь стран, которые ранее приостанавливали закупку отечественного зерна, возобновили поставки.

Неплохая база по посевам была заложена в текущем сезоне. «Порядка 46 млн га сейчас подтверждаем по площади сева под зерновыми культурами. В целом посевная прошла без каких-то сильных сбоев. Есть, конечно, сложности в погоде, сейчас в ряде регионов засуха сильная, в ряде регионов заливает, мы не можем выйти на уборку, но тем не менее пока мы сохраняем наш прогноз: 135 млн т зерновых всего, и из них 88—90 — это пшеница, наша основная культура», — сказала министр.

Достигать таких результатов аграриям помогает господдержка. В рамках прямой субсидии на поддержку и реализацию зерновых культур в текущем году предусмотрено 10 млрд руб., из которых на Сибирь и Дальний Восток — больше 1,3 млрд руб. По данным Минсельхоза, все деньги уже доведены до сельхозтоваропроизводителей.

Также для регионов Сибири и Дальнего Востока сохранена погектарная поддержка. Раньше она действовала по всей стране, но сейчас работает только для двух макрорегионов. 780 млн руб. — тоже доведены до аграриев.

О. Лут подтвердила слова премьера, что ключевой мерой поддержки остается льготное кредитование. В этом году выделено 18,6 млрд на сезонно-полевые работы, и темпы освоения идут быстрее, чем в прошлом году.

Отдельное внимание уделяется мерам поддержки российской селекции. В текущем году на элитное семеноводство и закупку семян, которые созданы в рамках федеральной научно-технической программы, выделено 2,4 млрд руб. Такие меры поддержки в прошлом году позволили увеличить в целом долю отечественных семян. Например, по зерновым доля семян отечественной селекции увеличилась до 77,5%, то есть почти на 6 п.п.

С учетом всех принимаемых мер и хода сева в текущем сезоне, который начался с 1 июля текущего года, в целом по зерновым Минсельхоз ожидает, что экспорт составит 53—55 млн т и по пшенице — 43—44 млн т. То есть поставки останутся на том же уровне с учетом переходящих остатков, которые были на начало сезона.

Фокус внимания на два региона

Глава Минсельхоза обратила внимание, что Сибирь и Дальний Восток — два макрорегиона, которые занимают особое место в развитии зернового комплекса. Здесь Россия собирает порядка 18 млн т. В прошлом году завершена работа по созданию карты-схемы земель сельхозназначения, в том числе это коснулось Сибири и Дальнего Востока. «И мы понимаем, что Сибирь является точкой роста по вводу земель в оборот: здесь потенциал ввода земель уже в два раза превышает потенциал Центральной России», — поделилась О. Лут.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 до 2030 г. Россия должна увеличить объем производства на 25%. Это предполагает, что нужно в целом по России собирать порядка 170 млн т зерновых и экспорт зерновых должен составить 80 млн т. Из них на Сибирь и Дальний Восток должно приходиться порядка 22 млн т. Это возможно сделать за счет ввода новых земель в оборот и такая программа уже заработала.

Это увеличение предполагает рост профицита. Сейчас профицит по Сибири и Дальнему Востоку — в среднем, в зависимости от урожая, погоды — составляет от 5 млн до 8 млн т. То есть, например, в Сибири в этом году с учетом переходящих остатков на 1 июля было порядка 5 млн т. Профицит в среднем по сезону составлял 7—8 млн т. С учетом прогнозируемого роста в следующем году профицит может составить порядка 11—12 млн т по этому региону, и этот объем нужно вывезти с территории Сибири.

Есть несколько вариантов логистики. 88% всех зерновых в России вывозится морским транспортом через порты. Общая мощность портовой перевалки составляет чуть больше 77 млн т. Остальное вывозится автотранспортом и по реке.

Внутри страны, до портов, логистика осуществляется автомобильным, железнодорожным и речным транспортом. «И здесь совместно с Минтрансом мы рассматриваем различные варианты увеличения, в частности, речных перевозок. Сейчас тестируем различные направления. Считаем, что можно будет переориентировать часть железнодорожных перевозок на речное направление. И конечно, смотрим мультимодальные направления, мультимодальные маршруты. Это будет тоже способствовать вывозу зерна из Сибири», — поделилась министр.

При этом она оговорилась, что пока эти направления работают в тестовом режиме, определенных маршрутов нет. Но ведомство рассчитывает в этом году завершить испытания и со следующего года они уже должны заработать. В целом, основные порты находятся на юге, а также в Прибалтике, на Каспии и Дальнем Востоке. Сибирь находится далеко от всех этих портов, поэтому само плечо логистики длинное.

Минсельхоз вместе с «Российскими железными дорогами» и Росжелдором реализует совместные меры поддержки на субсидирование перевозки. По железной дороге полностью субсидируется ж/д тариф. Из Сибири преимущественно он распространяется на транспортировку зерна в направлении юга, южных портов и Прибалтики — за прошедший сезон таким образом вывезено порядка 2 млн т.

Еще одной точкой для вывоза зерна традиционно является Казахстан. Здесь объемы экспорта, по оценке Минсельхоза, за прошедший сезон составили 2—3 млн т. Но сотрудничество с этой страной сопряженно со своими особенностями. Например, в прошлом году у Казахстана был очень хороший свой урожай, и он ввел ограничения на импорт зерновых, в том числе и из всех стран ЕАЭС. Поэтому Россия не имела в прошлом году возможности экспорта зерновых в Казахстан, что осложнило ситуацию для сибиряков.

В связи с этим особую роль отраслевые власти отводят наличию Забайкальского зернового терминала. «Это достаточно короткое плечо для Сибири и, в принципе, для других регионов Дальнего Востока, где занимаются зерновыми и масличными, которые можно вывозить. Это, конечно, прежде всего рынок Китая. При проектной мощности 8 млн т, которые сейчас есть у Забайкальского зернового терминала, 80% всего профицита мы могли бы вывозить именно в Китай через этот терминал. Поэтому для нас, для развития зернового кластера в Сибири, это очень хорошая перспектива», — пояснила глава Минсельхоза.

К числу основных вопросов она отнесла необходимость заключения соглашения с Китаем выделении беспошлинного импорта закупки отечественных зерновых этой страной. «Сейчас, к сожалению, у нас пока нет такой возможности. Поставки в Китай у нас всех зерновых не превышают 1 млн т. Мы поставляем что-то внутри квот, очень небольшие на нас квоты, что-то вне квот — высокая ставка пошлины у Китая на зерновую продукцию вне квот. Но тем не менее мы общаемся с нашими китайскими коллегами, здесь нам помогает Минэк, вместе с Минэком регулярно проводим совещания, встречи с ними», — поделилась О. Лут.

Российская сторона надеется на согласование со стороны Китая выделения квот, но понимает, что этот процесс может занять продолжительное время. В качестве примера министр привела опыт переговоров по поставкам свинины: несмотря на многолетние обсуждения, в итоге стороны достигли соглашения.

Пока же Минсельхоз сосредоточит внимание на развитии логистических маршрутов, поскольку Сибирский регион служит важным драйвером роста зернового комплекса. Именно на него в ведомстве возлагают основные надежды по увеличению объемов производства к 2030 г.


К сведению

Колебания экспертных прогнозов

В начале июля аналитический центр «СовЭкон» повысил прогноз экспорта российской пшеницы в сезоне 2025/26 на 2,1 млн т, доведя его до 42,9 млн т. Это решение связано с пересмотром оценки производства пшеницы в России, которое теперь ожидается на уровне 83,0 млн т (увеличение на 2,0 млн т по сравнению с предыдущей оценкой), а также с ростом конкурентоспособности российской пшеницы на мировом рынке.

Ключевыми факторами стали улучшение урожайности в Центральном регионе России и более выгодные цены на российскую пшеницу по сравнению с предложением из Болгарии и Румынии. В начале июля российская пшеница нового урожая торговалась по 225—228 долл. за т (FOB), тогда как пшеница из Болгарии и Румынии — по 230 долл. за т (FOB).

Несмотря на это, Россия может столкнуться с активной конкуренцией со стороны Румынии, Болгарии и Украины, где также ожидаются хорошие урожаи. При этом Министерство сельского хозяйства США оставило свою оценку экспорта зерновых из России в 2025/26 г. без изменений — 45,0 млн т.

Аналитики отмечают, что активный экспорт пшеницы из Черного моря окажет давление на мировые цены, однако со стороны России это давление будет ограниченным из-за сокращения предложения.

Продолжают уточнять свои оценки и другие эксперты. В ходе 3-й Международной летней конференции «Где маржа», прошедшей 18 июля, Дмитрий Рылько, гендиректор ООО «ИКАР», отметил, что производство пшеницы на Большом Юге — ЮФО и СКФ — возможно, снизится до минимальных значений за последние пять лет. Это обусловлено крайне неблагоприятными условиями осенней вегетации и экстраординарной засухой, имевшей место весной 2025 г. во многих районах Ростовской обл. и Краснодарского края.

В то же время, согласно текущему прогнозу «ИКАР», снижение производства на Юге будет полностью компенсировано повышением урожая в Центре и в Поволжье. Хорошие условия для вегетации сложились на Урале и в Сибири. В результате урожай пшеницы пока ожидается выше прошлого года. Консенсус—прогноз урожая на середину июля составляет 84 млн т по пшенице и 130 млн т по всем зерновым (без учета новых регионов).

«В целом, несмотря на непогоду на Юге, пшеницы будет сверхдостаточно для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны, а Россия сохранит первое место среди экспортеров пшеницы в мире», — заключил Д. Рылько.


Инициативы

Кризис в специализированном машиностроении: эксперты предлагают пути спасения отрасли

Ассоциация «Росспецмаш» обратилась к Правительству РФ с тревожным сигналом о нарастающих проблемах в отечественном комплексе специализированного машиностроения. После периода стабильного роста в 2022—2024 гг. отрасль столкнулась с серьезными вызовами, требующими незамедлительного реагирования.

Согласно данным ассоциации, текущая ситуация характеризуется резким сокращением спроса на специализированную технику. Объемы заказов на сельскохозяйственные машины, дорожно-строительное оборудование и коммунальную технику снизились практически вдвое. Производители отмечают рекордное накопление складских запасов за последние пять лет, что создает дополнительное давление на финансовое состояние предприятий.

Особую озабоченность экспертов вызывает возобновление поставок импортной техники, несмотря на действующие санкционные ограничения. Иностранные производители, используя различные схемы поставок через третьи страны, активно возвращаются на российский рынок, зачастую применяя демпинговые цены. Это создает неравные условия конкуренции для отечественных предприятий.

Сложившуюся ситуацию усугубляет ограниченная доступность кредитных ресурсов. Жесткая денежно-кредитная политика вынуждает предприятия сворачивать инвестиционные программы, что может негативно сказаться на технологическом развитии отрасли в ближайшие годы. Все это влечет за собой снижение доходов у жителей города и села, сокращение уровня механизации экономики, падение объемов производства продовольствия и других товаров и, соответственно, снижение их доступности для потребителей.

В сложившейся ситуации для сохранения отраслей специализированного машиностроения «Росспецмаш» предлагает пересмотр параметров денежно-кредитной политики, направленный на снижение кредитной нагрузки на предприятия. Особое внимание в обращении уделено вопросам локализации производства — ассоциация настаивает на установлении четких требований по использованию российских материалов и комплектующих в рамках специальных инвестиционных контрактов.

Для поддержки отечественных производителей предлагается ввести систему субсидирования, покрывающую до 30% стоимости российских компонентов. Одновременно рассматриваются меры по защите внутреннего рынка, включая возможные ограничения на ввоз импортной техники в сегментах с достаточным предложением российских аналогов.

Эксперты подчеркивают, что от оперативности принятия решений зависит не только судьба машиностроительной отрасли, но и конкурентоспособность смежных секторов экономики.