После 2022 г. валютное право в России переживает, пожалуй, один из самых сложных и интересных периодов своего развития в истории. К привычным и существовавшим ранее ограничениям, таким как учет международного контракта в банке, отчетность по счетам и запрет на прямое зачисление средств на иностранный счет в определенных юрисдикциях, добавились новые правила и целые подотрасли, которые за несколько лет существенно изменили практику международных транзакций. В этой статье мы разберем наиболее заметные системные изменения, которые появились с 2022 г., и их влияние на ВЭД.
Система антисанкционных Указов Президента РФ
Статья 4.2. Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» устанавливает право Президента РФ вводить запреты и ограничения на операции различного типа. В рамках полномочий Президентом РФ подписаны десятки актов, наиболее важные и системные — это указы от 28.02.2022 № 79, от 01.03.2022 № 81, от 05.03.2022 № 95.
Механизм не касается международного оборота товаров, работ и услуг (хотя такие отношения могут быть ограничены вне валютного права).
Основные виды операций, подпадающие под ограничения:
-
займы (кредиты, залоги);
-
операции с недвижимостью;
-
инвестиции (вклад в капитал, акции, доли и др.);
-
дивиденды от российских обществ;
-
некоторые роялти.
В основном, ограничения касаются операций с недружественными странами. Однако в некоторых случаях ограничения также затрагивают транзакции в пользу дружественных лиц (например, займы). Список недружественных стран установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.
Вводимые ограничения могут быть трех видов:
1) операция полностью запрещена без возможности получить разрешение (например, зачисление валюты на иностранный счет, если сумма транзакции получена как дивиденды от российского лица (п. 3 Указа от 28.02.2022 № 79, подп. «б» п. 1 Указа от 05.07.2022 № 430));
2) операция ограничена и может быть совершена после получения разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ при МинФин РФ (для займов, операций с недвижимостью и иных операций из списка п. 1 постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 295);
3) операция ограничена и может быть совершена только после получения разрешения ЦБ РФ (например, для вкладов в капитал иностранных компаний и иных операций, указанных в Решении Совета директоров Банка России от 25.03.2022).
Минфину России и ЦБ РФ предоставлено право давать неадресные общие разрешения. В настоящий момент выпущено более сотни таких актов, они содержат специальные послабления для ограниченных операций и могут отличаться по видам контрагентов, периодам проведения операции, валюте операции, размеру операции и иным факторам.
Временные полномочия ЦБ РФ
Пункт 5 ст. 20 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливает, что для обеспечения финансовой стабильности в РФ ЦБ РФ имеет право запрещать проведение некоторых операций и сделок через российские банки.
Это право предоставлено ЦБ РФ временно. В Федеральном законе от 08.03.2022 № 46-ФЗ это положение действует до 31.12.2025. Вводимые ограничения не могут длиться более шести месяцев, но могут быть повторно введены (без лимита количества повторов).
Это внутренние отношения между Центробанком РФ, как регулятора, и уполномоченных банков России, ответственных за несоблюдение ограничений операций такого типа. Ответственным будет в первую очередь банк, а не его клиент. До широкой общественности вводимые ограничения обычно доводятся пресс-релизами на сайте Центробанка России.
Например, с 2022 г. введены и пролонгируются каждые шесть месяцев ограничения на вывод денежных средств из РФ (действующее ограничение введено 21.03.2025 и имеет срок до 30.09.2025), согласно которым:
-
российским банкам запрещено исполнять поручения от недружественных нерезидентов — юридических лиц на транзакции с выводом средств за пределы РФ (вне зависимости от вида транзакции);
-
физическое лицо — резидент России может перевести на счета вне РФ сумму в иностранной валюте не более экв. 1 млн долл. США в месяц.
Новая (не) репатриация
Репатриация — обязанность участников ВЭД, установленная ст. 19, 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которая предписывает при любых обстоятельствах предпринять все возможные меры, чтобы получить от нерезидента все причитающееся согласно международному контракту (деньги, товары, услуги и проч.). При этом необходимо истребовать причитающееся именно в том виде, в котором оно было установлено изначальным контрактом — зачеты встречных требований и иные неденежные способы исполнения обязательств запрещены для большинства случаев. Если обязанность репатриации установлена для данного вида контракта, то ответственность за нарушение может достигать от 30 до 100% от суммы сделки.
Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 отменил требования о репатриации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, разрешив проводить таким лицам зачеты с иностранными нерезидентами. При этом в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» должны быть внесены соответствующие изменения. На сегодня изменения отсутствуют, а неопределенность норм порождает дополнительные риски.
Оборот наличных средств в ВЭД
Для физлиц — резидентов РФ запрещены практически любые сделки с наличностью, если второй стороной такой сделки является нерезидент РФ (ФНС России при администрировании ссылается на действие п. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, которые не предусматривают иного). Штраф за незаконную валютную операцию составляет от 20 до 40% от суммы транзакции. В отношении ИП и организаций базовыми правилами Федерального закона № 173-ФЗ установлен приблизительно такой же запрет, однако Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 в сочетании с Указом от 15.10.2022 № 737 впервые в истории официально разрешил для этой категории лиц получение от нерезидентов наличных средств и их дальнейший оборот (право передавать нерезидентам собственные наличные средства, если они не получены от нерезидентов ранее, не установлено). Новый механизм работает по правилам постановления Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433, денежные средства необходимо заявить в уполномоченный российский банк по правилам Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (действует с 1 апреля 2024 г).
Ответственность
Ответственность за нарушение валютного законодательства установлена ст. 15.25 КоАП РФ и, как правило, представляет из себя штраф от 20 до 100% операции в зависимости от деяния и суммы валютной операции.
При этом возникает новая практика ответственности, ранее никогда в валютном праве не применявшаяся. Статья 169 ГК РФ в контексте Определения КС РФ от 08.06.2004 № 226-О позволяет признать ничтожными сделки, сопряженные с нарушением основы правопорядка нравственности, что, в свою очередь, позволяет дополнительно взыскать всю сумму сделки в пользу государства (то есть вместе со стандартным штрафом ответственность может достигать 140%). Первый случай применения этой нормы связан с нарушением Указа от 05.03.2022 № 95, когда с нарушителя было взыскано в пользу РФ 12,9 млрд руб. (арбитражное дело № А41-6043/2024).
Новые правила внесли не только ужесточения, но и послабления. Например, освобождены от ответственности нарушения, вызванные ограничительными мерами по законодательству иных стран, а также специальное правило, позволяющее полностью освободить операцию от штрафа до 40% за незаконное зачисление средств на иностранный банковский счет, если резидент успевает в течение 45 дней перечислить полученные средства в Россию (Федеральные законы от 13.07.2022 № 235-ФЗ, от 20.07.2020 № 218-ФЗ). С учетом практики актуальной работы с нерезидентами вне РФ иногда иным образом исполнить законодательство РФ может быть просто невозможно.

