Изменения Правил формирования и ведения реестра российского ПО: чего ждать правообладателям в ближайшие несколько лет?

| статьи | печать

Минцифры России подготовило проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ID проекта: 153100) (далее — Проект). Проект предусматривает зеркальные изменения для реестра российского ПО и реестра евразийского ПО. В материале проанализируем изменения Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также дадим обзор изменений в части установления дополнительных требований к российскому программному обеспечению.

В случае принятия Проекта будут внесены изменения в ключевые нормативные акты Правительства РФ:

— постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации» (далее — Постановление № 1236);

— и постановление Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее — Постановление № 325).

Проект находится на этапе подведения итогов общественного обсуждения, в связи с чем текст Проекта может претерпевать изменения с учетом дальнейшего процесса его согласования. 

Требование о совместимости с операционными системами

Пункт 2 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением № 1236 (далее — Правила) содержит определения ключевых понятий в этой сфере.

Проект предлагает ввести в этот пункт новый термин: «совместимость программного обеспечения» — возможность выполнения программным обеспечением своих функций под управлением операционной системы общего назначения при совместном использовании такого программного обеспечения с техническими средствами без нарушения их корректного функционирования.

Отметим, что в понятие совместимости программного обеспечения входят только системы общего назначения.

Исходя из указанного определения, предполагается, что речь идет о ПО, которое по своему функциональному наполнению предназначено для работы с операционными системами общего назначения.

Изменения также отражены в п. 4 Правил в редакции Проекта с учетом введения подп. «ц», который предполагает отражение в реестровой записи информации о совместимости программного обеспечения с указанными операционными системами.

Ключевым нововведением проекта является внесение изменения в п. 5 Правил, который дополнен подп. «м», содержащим условие о совместимости ПО с двумя операционными системами, которые удовлетворяют обязательным требованиям: ОС должны принадлежать разным правообладателям, а также соответствовать дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением № 325 в редакции Проекта.

Допускается, чтобы ПО было совместимо с одной операционной системой, прошедшей в установленном порядке процедуру подтверждения соответствия дополнительным требованиям, но только в случае, если такое программное обеспечение используется исключительно в составе программно-аппаратного комплекса (ПАК), сведения о котором включены в реестр российского ПО (абз. 2 подп. «м» п. 5 Правил в редакции Проекта). Примером такого программного обеспечения является встроенный в медицинское оборудование софт.

Важно отметить, что в этом пункте речь идет про ПАК, который уже включен в реестр российского ПО. Однако прежде чем включить программно-аппаратный комплекс, необходимо зарегистрировать в этом же реестре программное обеспечение, встроенное в указанный ПАК.

Эта коллизия разрешается через введение следующего правила: если заявитель использует исключение, предусмотренное выше, и включает свое программное обеспечение при совместимости только с одной операционной системой, то такой заявитель обязательно должен будет включить в реестр российского ПО сведения о программно-аппаратном комплексе, в составе которого используется такое программное обеспечение. На процедуру регистрации всего программно-аппаратного комплекса отводится шесть месяцев с момента включения сведений о ПО (п. 30.7 Правил в редакции Проекта).

Если в реестре будут отсутствовать сведения о программно-аппаратном комплексе в реестре или сведения о совместимости программного обеспечения не менее чем с двумя операционными системами разных правообладателей, прошедшими в установленном порядке процедуру подтверждения соответствия дополнительным требованиям, то по истечении указанных шести месяцев уполномоченный орган будет вынужден исключить ПО из реестра российского программного обеспечения (п. 30.7 Правил в редакции Проекта).

Кроме того, правообладателю ПО необходимо будет прикладывать к заявлению о включении ПО в реестр документы, которые исчерпывающим образом подтверждали бы выполнение критерия о совместимости программного продукта с операционными системами (подп. «и» п. 11 Правил в редакции Проекта).

Однако до сих пор неясно, какие именно документы следует прикладывать для целей подтверждения указанного требования.

Требование о совместимости с операционными системами предполагается вводить поэтапно. Сроки зависят от класса ПО (п. 4 преамбулы Проекта):

  • с 01.06.2025: средств виртуализации, офисного программного обеспечения;

  • с 01.01.2026: программ обслуживания, средств обеспечения облачных и распределительных вычислений, средств хранения данных, серверного и связующего программного обеспечения, средств управления базами данных, средств мониторинга и управления, систем контейнеризации и контейнеров, средств обеспечения информационной безопасности, средства разработки программного обеспечения, лингвистического программного обеспечения, средств анализа данных.

  • с 01.06.2026: прикладного программного обеспечения, отраслевого прикладного программного обеспечения, средств обработки и визуализации массивов данных;

  • с 01.01.2027: промышленного программного обеспечения, средств управления процессами организации.

Изменение требований к сайту

На сегодняшний день согласно требованиям Правил реестровая запись должна содержать информацию о страницах сайта правообладателя, где указана документация с информацией о ПО.

Согласно новому Проекту, из подп. «ж» и «н» п. 4 Правил будет исключено упоминание об «адресе страницы сайта правообладателя».

Предполагается, что в реестровой записи о программном продукте не потребуется указывать конкретные URL-страницы, где размещена техническая документация, информация о стоимости ПО и условия лицензирования. Достаточно указать общий адрес сайта правообладателя (подп. «ш» в новой редакции п. 4 Правил), без привязки к отдельным URL.

Таким образом, предпринята попытка исключить необходимость обновлять URL конкретных страниц, что снижает административную нагрузку на правообладателей. Тем не менее, требования о наличии в реестровой записи сведений о документации и стоимости ПО по-прежнему сохранены. В связи с этим возникает вопрос: каким образом через реестровую запись будет обеспечена возможность ознакомиться с документацией на ПО? 

Требование раскрывать доход в реестре

Напомним, что на данный момент реестровая запись содержит информацию только о процентном соотношении сумм выплат в пользу иностранных лиц от суммы выручки за реализацию ПО (подп. «у» в существующей редакции п. 4 Правил). В новой редакции в реестр будут вносить оба показателя: и доход, и процент.

Проект вводит требование раскрывать финансовые данные правообладателя, а именно: общий доход от предоставления права использования ПО на основании лицензионного или иного вида договора, включая доходы, полученные в рамках налоговых льгот для IT-сферы (подп. «ф» в новой редакции п. 4 Правил).

Полагаем, что необходимость отражения в реестре суммы доходов может быть связана с целями налогообложения.

Важным нововведением стало также расширение перечня оснований, по которым получен доход компанией, в целях фиксации их в реестре. Кроме уже привычного вознаграждения за предоставление права использования ПО на основании лицензионного или иного вида договора (используется в настоящее время для определения процентного соотношения выплат в пользу иностранных лиц к выручке от реализации продукта), добавлены также доходы, перечисленные в абз. 3 п. 1.15 ст. 284 НК РФ.

Среди них, например, доходы от передачи исключительных прав на собственные программы для ЭВМ, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ и др.

Таким образом, реестр российского программного обеспечения будет отражать актуальные доходы компаний по ключевым направлениям ее деятельности в области информационных технологий.

Обязательное предоставление экземпляра продукта

Сегодня предоставлять экземпляр без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений необходимо, только если ранее он не был предоставлен оператору реестра. C введением предложенных Проектом изменений, из подп. «а» п. 11 будут исключены соответствующие слова, и предоставление экземпляра станет безусловным.

Это требование облегчает работу оператора реестра российского программного обеспечения, однако его выполнение накладывает дополнительные расходы на заявителя, который, например, может регистрировать новые версии одного и того же продукта.

Изменение требований к подписанию документов

В соответствии с действующим регулированием, установленным п. 14 Правил, при заполнении заявлений и предоставлении документов через электронные формы, размещенные на официальном сайте реестра ПО, заявитель должен использовать только усиленную квалифицированную электронную подпись (далее — УКЭП).

Проект вводит возможность помимо УКЭП использовать также усиленную неквалифицированную электронную подпись физического лица (далее — УНЭП). Однако использована может быть не любая УНЭП, а только соответствующая определенным требованиям, — сертификат ключа проверки подписи создается и используется в инфраструктуре электронного правительства.

Порядок создания и использования сертификата ключа проверки УНЭП установлен постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 № 2152. В соответствии с ним сертификаты ключей проверки электронной подписи создаются аккредитованным удостоверяющим центром, владеющим специализированной защищенной автоматизированной системой. Такой центр ведет публичные информационные ресурсы, на который публикует информацию о досрочно прекративших действие и аннулированных сертификатах ключей проверки электронной подписи. Проверка созданной УНЭП производится пользователем самостоятельно или с использованием сервиса проверки УНЭП в инфраструктуре электронного правительства.

Предполагается, что данное нововведение упростит для правообладателей — физических лиц возможность взаимодействия с электронными ресурсами реестра ПО.

Новые требования к экспертному заключению

При рассмотрении заявления о включении сведений в реестр российского программного обеспечения Экспертным советом подготавливается экспертное заключение. Требования к нему содержатся в п. 21 Правил. Проект вводит два новых требования к содержанию экспертного заключения. Так, теперь в нем обязательно должны быть отражены следующие выводы, в том числе:

— о соответствии функциональным характеристикам иностранного программного обеспечения (если оно указано в заявлении);

— о совместимости программного обеспечения с операционными системами, которые прошли процедуру подтверждения соответствия дополнительным требованиям.

Введение вывода о совместимости ПО в содержание экспертного заключения — вполне закономерная реакция в случае, если требование о совместимости с отечественными операционными системами начнет действовать.

Новые даты уведомления об изменениях

Согласно действующему регулированию, если сведения о ПО или ПАК, включенных в реестр, изменяются, заявитель должен в обязательном порядке уведомить о таких изменениях оператора реестра ПО в течение пяти рабочих дней с даты изменений. Для сведений о процентном соотношении сумм выплат в пользу иностранных лиц от суммы выручки за реализацию ПО (подп. «у» п. 4 Правил) на данный момент предусмотрен предельный срок и цикличность уведомления — ежегодно не позднее 1 апреля.

Проект предусматривает:

1. Изменение даты ежегодных уведомлений с даты «не позднее 1 апреля» на дату «не позднее 1 июня». Предполагается, что этот срок специально сдвигают к дате подтверждения аккредитации в качестве ИТ-компаний (п. 26 постановления Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»).

2. Расширение перечня сведений, уведомления об изменении о которых необходимо подавать ежегодно до указанной выше даты. Теперь к ним относятся не только сведения, предусмотренные подп. «у» п. 4 Правил, но и другие:

— о документации на ПО (подп. «ж» п. 4 Правил)

— о стоимости ПО (подп. «н» п. 4 Правил)

— об общих доходах от предоставления права использования программного обеспечения на основании лицензионного или иного вида договора, включая доходы, полученные в рамках налоговых льгот для IT-сферы (подп. «ф» п. 4 Правил).

Следует внимательно отнестись к изменению сроков и содержания уведомления об изменении сведений, поскольку отсутствие своевременного уведомления может грозить блокировкой реестровой записи и последующим исключением из реестра по истечении шести месяцев с момента блокировки реестровой записи. 

Ужесточение процедуры соответствия дополнительным требованиям

Предполагается введение подп. «ч» п. 4 Правил, который фиксирует информацию в карточке реестра о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям.

Пункт 30.6 в новой редакции Правил регламентирует процедуру подтверждения соответствия программного обеспечения дополнительным требованиям:

— Заявитель может подать заявление о подтверждении соответствия программного обеспечения дополнительным требованиям.

— Уполномоченный орган проверяет заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение:

  • внести изменения в реестр, если соответствие подтверждено;

  • отказать во внесении изменений, если соответствие не подтверждено;

Решение доводится до заявителя в течение одного рабочего дня после принятия, а изменения в реестр вносятся сроком на три года.

Проектом предусмотрен новый п. 33.1 Правил, который регулирует вопросы принятия решения о несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям.

Устанавливаются основания:

— поступление заявления правообладателя (всех правообладателей) программного обеспечения о несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям;

— поступление мотивированного обращения, содержащего указание на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям, и содержащего документальное подтверждение таких обстоятельств;

— выявление факта предоставления заявителем в уполномоченный орган или оператору реестра российского программного обеспечения подложных документов, материалов или недостоверных сведений при направлении заявления о соответствии дополнительным требованиям;

— непредставление нового заявления о соответствии дополнительным требованиям в соответствии с требованиями п. 30.6 Правил.

Таким образом, процедура подтверждения соответствия ПО дополнительным требованиям была доработана и привязана к Правилам. На данный момент Правила содержат лишь упоминание об этой процедуре.