Весогабаритный контроль при перевоках грузов в 2025 г.: что нужно знать об изменениях?

| статьи | печать

Автомобильная перевозка груза — это сложный процесс, в котором ключевую роль играет строгое соблюдение нормативов всеми участниками перевозочного процесса. Даже если груз удалось доставить из точки А в точку Б без потерь и повреждений, и все договорные обязательства выполнены, не стоит забывать об административной ответственности, которая может наступить для автоперевозчика после завершения перевозки в связи с нарушением установленных требований, выявленных в том числе средствами автоматического весового контроля.

При осуществлении грузовых автоперевозок требуется придерживаться правил в отношении допустимых пределов по массе и габаритам. Такие требования введены в интересах и самих перевозчиков, и государства, и всех участников движения в целом:

  • Для перевозчика это дополнительный стимул не перегружать транспортное средство в целях экономии ресурсов и сокращения издержек. Более того, перегруз ведет к повышенному износу техники, риску повреждения груза и, главное, создает угрозу для участников дорожного движения.

  • С точки зрения государства, рассматриваемые меры нацелены на сохранность дорожной инфраструктуры. Чрезмерная нагрузка разрушает покрытие, увеличивает затраты на ремонт и влияет на безопасность всех, кто выезжает на дорогу.

  • В конечном счете весогабаритные пределы обеспечивают безопасность всех участников движения — снижают аварийность и создают комфортные условия.

С 18 июля 2025 г. вступили в силу изменения в ст. 12.21.1. и 12.21.5. КоАП РФ, предусматривающие ответственность участников процесса транспортировки груза (собственников транспортных средств, водителей, должностных лиц, ответственных за перевозку) за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также за несоблюдение процедуры проведения весогабаритного контроля, направленной на выявление указанных нарушений.

Итак, некоторые изменения ужесточают ответственность за нарушения, допущенные при прохождении весогабаритного контроля.

Прежде всего, появляются новые основания для штрафов:

  • отказ или уклонение от прохождения весового и габаритного контроля;

  • несоблюдение требований остановки в пунктах контроля;

  • движение с нарушениями в зонах автоматического весогабаритного контроля;

  • несоблюдение дорожных знаков и разметки в зонах контроля.

Размер штрафа за каждое из вышеперечисленных нарушений составляет 600 тыс. руб. и грозит собственникам транспортных средств, в отношении которых были выявлены нарушения.

При этом если нарушение зафиксировано в отношении транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, ответственность несет не собственник, а водитель, в аналогичном размере — 600 тыс. руб.

Однако в части последних изменений для автоперевозчиков есть и позитивные новости:

1. Исключено разделение наложения штрафа на водителя, должностных и юридических лиц при превышении допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 см (п. 1 ст. 12.21.1. КоАП РФ).

Если раньше за движение транспортного средства (далее — ТС) с превышением допустимых габаритов на величину не более 10 см (без спецразрешения или с отклонением от указанных в нем параметров) административный штраф грозил отдельно водителю (в размере от 1500 руб. до 2250 руб.); должностным лицам, ответственным за перевозку — от 15 тыс. руб. до 22,5 тыс. руб., юридическим лицам — от 150 тыс. руб. до 225 тыс. руб., то по новым правилам штраф в размере 150 тыс. руб. налагается только на собственника транспортного средства.

2. Снижен размер штрафов для собственников ТС за превышение без спецразрешения габаритов или массы в определенных пределах:

  • При превышении габаритов на 10—20 см / 10—20% — штраф снижен с 375 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

  • При превышении габаритов на 20—50 см / 20—50% — штраф снижен с 525 тыс. руб. до 450 тыс. руб.

При движении ТС без спецразрешения штраф за превышение габаритов или массы более чем на 50% или 50 см. остался прежним — 600 тыс. руб.

Сроки привлечения к ответственности

Немаловажным изменением в законодательстве о движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств стало увеличение срока давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12.21.1, 12.21.3, 12.21.5 КоАП РФ до одного года (ранее предельный срок составлял 60 календарных дней).

Почему важно отслеживать изменения в этой сфере?

Большое количество нарушений превышения допустимых пределов по массе и габаритам на сегодняшний день устанавливается с помощью автоматических средств фотофиксации и видеофиксации, которые могут быть расположены всего в нескольких километрах друг от друга. Каждая фиксация нарушения грозит отдельным штрафом, даже если указанное нарушение имело место в рамках одной перевозки по одному и тому же транспортному документу, с одним и тем же грузом. Учитывая размеры штрафов, финансовые последствия для автоперевозчика могут быть неутешительными. При этом судебная практика показывает, что оспорить штрафы по данной категории дел крайне сложно, если нарушения подтверждены автоматическими комплексами контроля, поскольку доказать неисправность оборудования в конкретный момент времени практически невозможно. Смягчение ответственности возможно только при строгом соблюдении ряда условий, включая отсутствие ущерба дорогам.

Рекомендации перевозчикам

1. Тщательно проверять соответствие массы и габаритов транспортных средств установленным нормам.

2. Обязательно оформлять специальные разрешения, строго соблюдать маршруты и требования весогабаритного контроля.

3. Не уклоняться от контроля и выполнять законные требования инспекторов.

В отношении владельцев дорог тоже вводятся изменения.

В соответствии со ст. 13.19.6 КоАП РФ на владельцев автомобильных дорог возлагается административная ответственность за нарушение установленных требований к размещению информации в системе выдачи специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также за несоблюдение порядка эксплуатации данной системы.

Нарушениями признаются:

  • несоблюдение порядка размещения сведений;

  • нарушение способов и сроков их внесения;

  • предоставление неполных либо недостоверных данных.

Размер административных штрафов определяется:

  • с учетом вида автомобильных дорог по территориально-административному признаку (федеральные, региональные, межмуниципальные, местного значения, а также частные автомобильные дороги общего пользования),

  • с учетом категории субъекта административного правонарушения.

Так, размеры штрафов составляют:

  • от 1000 руб. до 10 000 руб. — для граждан;

  • от 2500 руб. до 100 000 руб. — для должностных лиц;

  • от 5000 руб. до 200 000 руб. — для юридических лиц.

Кроме того, предусмотрено увеличение размеров административных санкций при повторном совершении аналогичного правонарушения.

В целом, нововведения направлены на стимулирование соблюдения весогабаритных норм со стороны собственников и владельцев транспортных средств, а также на обеспечение размещения достоверной информации и прозрачности выдачи специальных разрешений на автоперевозку посредством цифровых платформ. Указанные изменения в итоге призваны способствовать повышению безопасности грузоперевозок и сохранению дорожной инфраструктуры.