На протяжении долгого времени в РФ складывалась практика, когда установленные региональным законодательством пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН, становились привлекательным способом снижения налоговой нагрузки. Что происходит сейчас, попробуем разобраться.
Наличие налоговых преференций, несомненно, повысило интерес компаний к схемам налоговой оптимизации через релокацию бизнеса внутри страны. Применение схем «фиктивной миграции» настолько распространилось, что открывались компании, предоставляющие такого рода услуги, как «безопасный переезд».
С увеличением порогов по УСН в 2025 г., а именно:
-
доход меньше или равен 450 млн руб.;
-
средняя численность сотрудников не более 130 человек;
-
стоимость основных средств не более 200 млн руб.
Миграция в регионы с низкими ставками могла бы стать более распространенной, но, предугадав возможные последствия, на законодательном уровне внесли изменения в п. 2 ст. 346.21 НК РФ, предусматривающие введение трехлетнего периода, в течение которого переехавший бизнес обязан будет платить налоги по ставке, действовавшей в прежнем регионе, если в новом регионе прописки условия более выгодные.
На первый взгляд может показаться, что эти изменения приводят к неравным налоговым условиям для тех, кто реально перевел свой бизнес в льготный регион, но данное неравенство легко решается путем регистрации новых юридических лиц/ИП и перевода бизнеса на них.
Стандартная налоговая ставка на УСН при объекте налогообложения «доходы» — 6%, если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%. С 2025 г. применяются только такие ставки.
После представления ИП и организациями налоговых деклараций по единому налогу за 2024 г., ИФНС проводит проверку, в том числе на предмет обоснованности применения пониженных ставок по критериям, определенным региональным законодательством. Стандартный срок камеральной проверки по УСН составляет три месяца.
Регионы определяют условия применения пониженных ставок самостоятельно. Например, Законом Удмуртской Республики от 29.11.2017 № 66-РЗ «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения» основанием для применения указанных положений Закона № 66-РЗ является факт регистрации ИП впервые на территории Удмуртской Республики в 2023—2027 гг. в связи с изменением места жительства.
Согласно этому закону, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Пониженные ставки, в частности, действуют в Калмыкии, Чечне, Ингушетии, Курганской области, Удмуртии и др.
Так или иначе, в большинстве указанных регионов возможно применение минимально допустимых ставок (1 и 5%) для определенных категорий бизнеса.
Поступления от налогообложения предпринимателей на УСН в размере 100% зачисляются в региональные бюджеты. Для многих регионов этот налог — существенная статья доходов, однако массовость налоговой миграции привела к необходимости выявления налоговыми органами фиктивности перемещения и применения ст. 54.1 НК РФ.
Если ранее отмечалась единичная судебная практика по спорам, связанным с выявлением схемы фиктивной миграции, то в настоящий момент налоговыми органами льготных регионов массово выявляются факты фиктивного переезда, что, несомненно, повлечет увеличение числа споров ввиду достаточно высоких сумм доначислений, в том числе и отвечающих критерию привлечения к уголовной ответственности (ответственность за неуплату налогов наступает с недоимки в 2,7 млн руб. за последние три года).
На текущий момент ФНС направляет требования налогоплательщикам о предоставлении пояснений, связанных с фактическим пребыванием на территории льготного региона.
В требовании уже содержится вывод о том, что в ходе камеральной проверки установлены факты, свидетельствующие о незаконном применении пониженной ставки и предложение о направлении уточненной налоговой декларации.
Основными факторами, влияющими на подобные выводы, становятся подтверждения физического отсутствия предпринимателя на территории региона.
Имея огромные возможности в установлении «цифрового следа», налоговый орган определяет отсутствие расчетов на территории региона (покупка продуктов, оплата бензина, телефонной связи, коммунальных платежей, реальный приезд предпринимателя — билеты, оплата платных трасс, выложенные в соцсетях фото с локацией), а также ведения коммерческой деятельности — работа с поставщиками региона, покупателями, оказание услуг на территории региона, связанных с ведением бизнеса — клининг, бухгалтерские услуги, реклама, аренда офиса и т.д.
Устанавливая факт получения необоснованной налоговой выгоды, проверяют место жительства и регистрацию.
Приобретая услугу «переезда» путем регистрации в жилом помещении, где также массово имеют прописку предприниматели из других регионов или незначительную долю в недвижимости (1\40, 1\58, 1\10) и, фактически не проживая в данном помещении, предприниматель рискует получить доначисления по общей ставке единого налога в достаточно ощутимом размере.
Некоторые признаки отсутствия предпринимателя на территории региона:
-
отсутствие освещения, электро- и газоснабжения (оборваны или не подведены к дому линии электропередачи), отсутствие отопительных приборов (радиаторов, газовых котлов), при печном отоплении — отсутствие самой печи, не имеется заготовок, запасов угля, дров на придомовой территории;
-
отсутствие расчетов с энергоснабжающими и газоснабжающими организациями по новому месту регистрации;
-
неполучение почтовой корреспонденции по адресу регистрации (проживания);
-
сам дом физически не пригоден для проживания, находится в ветхом, аварийном состоянии (оконные и дверные проемы без остекления и дверей, не имеется потолков, полов в домах, развалившейся сруб дома (физический износ и т.д.);
-
отсутствуют признаки пребывания людей на придомовой территории (летом — заросший травой двор, зимой — не убран снег, нет тропинок, дорог к дому и т.д.), нет хозяйственных построек, которые необходимы для использования при проживании, или они разрушены;
-
в одном доме небольшой площади прописаны или имеют долевую собственность большое количество граждан из разных регионов РФ, при этом не имеют родственных отношений и фактически (физически) не могут проживать в маленьком помещении совместно.
«Переехавшие» имеют собственность (квартиры, дома) в регионе по прежнему месту жительства, несут коммунальные расходы в том регионе, дети посещают детские сады, супруга официально трудоустроена по действительному месту проживания, в соцсетях регулярно публикуются фотографии с локацией фактического пребывания, сотрудники и контрагенты также находятся по реальному месту проживания.
Данные факты, несомненно, подтверждают, что предприниматель находится по прежнему месту регистрации без намерения пребывать, проживать по новому адресу регистрации, а лишь преследует цель получения налоговых преференций, установленных региональным законодательством по новому адресу регистрации.
Решением арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2025 по делу № А05-11761/2024 ИП отказано в признании решения налогового органа незаконным и признано обоснованным доначисление единого налога по УСН в сумме 8918 тыс. руб., а также штрафа по ст. 122 НК РФ в связи с тем, что формальная регистрация предпринимателя на территории Ненецкого автономного округа позволила заявителю по осуществляемому виду деятельности применять дифференцированную налоговую ставку в размере 1% муниципального образования Ненецкого автономного округа) вместо 4%, установленных на территории г. Архангельска, поскольку как фактическое осуществление предпринимательской деятельности, так и фактическое проживание предпринимателя остались прежними — на территории г. Архангельска.
При проведении мероприятий налогового контроля в отношении двух организаций, мигрировавших на территорию Республики Алтай, установлена агрессивная схема ухода от налогообложения, в том числе с использованием преференций, представленных резидентам особой экономической зоны в одном из регионов. На момент регистрации в УФНС России по Республике Алтай организации-мигранты фактически деятельность не осуществляли, налоговая и бухгалтерская отчетность представлялась с минимальными показателями.
С целью недопущения фактов фиктивной миграции в УФНС России по Республике Алтай организована комиссия по мониторингу компаний-мигрантов, представивших заявление о смене адреса на подведомственную территорию, для противодействия необоснованному пользованию льготами для резидентов особой экономической зоны. Предполагается, что такие комиссии в скором времени будут организованы и на территории других льготных регионов.
При подготовке статьи использованы материалы с сайта ФНС.