Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» предупреждает: возвращение зарубежных вендоров угрожает цифровому суверенитету России. В письме первому вице-премьеру Денису Мантурову ассоциация выделила семь ключевых рисков, которые нужно учесть в случае их возврата. Мнения участников рынка разделились: одни требуют жестких ограничений, другие опасаются изоляции. Где следует провести границы цифрового суверенитета? Какие отрасли требуют полной локализации ПО, а где допустимы иностранные решения? «ЭЖ» обсудила эти вопросы с экспертами.
Ассоциация «Отечественный софт» направила письмо первому вице-премьеру РФ Денису Мантурову с просьбой учесть мнение российских разработчиков промышленного ПО при разработке сценария возобновления деятельности иностранных компаний в России. Российские производители выступают против нечестной конкуренции и считают, что в случае возвращения зарубежных вендоров на российский рынок отечественные ИТ-компании, находящиеся под санкциями, должны получить аналогичные условия для работы на иностранных рынках.
Также в АРПП обозначили семь ключевых рисков, которые важно учитывать при разработке политики возможного возвращения западных компаний в Россию.
Первый риск — угроза технологической зависимости. Возвращение западных вендоров может замедлить развитие отечественных решений и создать новые риски зависимости от иностранных технологий. Это противоречит курсу на ускоренное достижение цифрового суверенитета и технологического лидерства, который активно поддерживается государством.
Второй — риск повторного санкционного давления. Западные компании уже доказали свою ненадежность, мгновенно выполняя санкционные требования в ущерб российским клиентам. Их возвращение не гарантирует, что они не уйдут снова при первом же политическом давлении, что приведет к новым сбоям в критически важных отраслях.
Еще одна угроза — отсутствие гарантий долгосрочной поддержки. Даже если западные вендоры вернутся, их решения могут оказаться «урезанными» (без обновлений, технической поддержки или интеграции с российскими системами), что сделает использование такого ПО неэффективным и рискованным.
Четвертый риск в письме участников рынка — подрыв доверия к отечественным решениям. Льготные условия для зарубежных компаний могут искусственно создать им преимущество, несмотря на их прошлые действия. Это демотивирует российских разработчиков, которые вкладывают ресурсы в создание независимых технологий.
Ассоциация обращает внимание и на угрозу утечки данных и шпионажа. Использование иностранного ПО повышает риск несанкционированного доступа к данным (включая госзаказы, инфраструктурные проекты), что прямо угрожает национальной безопасности. Западные вендоры обязаны подчиняться законам своих стран, включая требования по передаче данных.
Шестой риск — двойные стандарты в регулировании. Многие западные компании до сих пор ограничивают доступ российских специалистов к своим технологиям (например, через запреты на поставки в «санкционные» отрасли). Возвращение таких игроков без взаимных гарантий будет односторонней уступкой.
Седьмой риск — снижение инвестиций в российский ИТ-сектор. Если крупные заказчики вновь начнут закупать иностранное ПО, это сократит финансирование отечественных разработчиков, замедлит инновации и ослабит позиции России на глобальном ИТ-рынке.
«С 2022 г. доля закупок отечественного ПО возросла и сегодня по большинству классов достигает почти 100%. Однако процент использования отечественных решений в ряде сегментов все еще не превышает 20—30%. Например, инженерного ПО. Это связано с возможностью использования иностранного пиратского софта, то есть бесплатного. При этом российские ИТ-продукты стали качественнее и функциональнее», — прокомментировал Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт». По его словам, для реализации вложенных инвестиций и прохождения точки невозврата необходимо еще несколько лет. Важно сохранить все действующие меры поддержки для российских компаний, это позволит государству достичь технологического лидерства.
Мнение Минцифры
В апреле глава Минцифры России Максут Шадаев выступил на годовом собрании АРПП «Отечественный софт», где обозначил ключевые аспекты развития отечественной ИТ-индустрии.
Министр отметил, что 2024 г. стал периодом борьбы за сохранение льгот, и, несмотря на сложности, удалось минимизировать потери. В частности, льготная ипотека была сохранена, хотя и с исключением двух столиц. Сейчас акцент сместился на удержание кадров в регионах. По его словам, в условиях экономических вызовов достигнутые результаты можно считать положительными.
Одной из острых тем прошлого года стали дебаты о введении сбора за использование зарубежного ПО. Позиции участников рынка разделились: например, АРПП эту меру не поддержала. Окончательного решения пока нет, но дискуссии продолжаются. М. Шадаев подчеркнул, что зарубежные вендоры создали условия для бесплатного использования своих продуктов, из-за чего у крупных компаний нет стимула отказываться от них.
Важным шагом стал подписанный закон о критической информационной инфраструктуре (КИИ), который стимулирует переход на отечественное ПО. Ранее действовал указ президента, обязывающий госструктуры и значимые объекты КИИ перейти на российское программное обеспечение до 2025 г. Однако в процессе выяснилось, что некоторые организации не классифицировали свои системы как значимые, поскольку критерии оставались на усмотрение собственников.
Новый закон устраняет этот пробел: правительство получит полномочия утверждать типовые объекты КИИ по отраслям, а для них будут установлены четкие сроки перехода. Кроме того, планируется ввести ответственность за нарушение этих сроков, поскольку без финансовых санкций механизм не сработает. Глава цифрового ведомства прогнозирует, что основные споры развернутся между заказчиками и разработчиками вокруг сроков перехода, и здесь Минцифры намерено отстаивать интересы отечественных ИТ-компаний.
Также М. Шадаев обозначил позицию министерства о регулировании инсорсинга. Он признал, что жесткие меры пока невозможны, но ведомство планирует постепенно вводить классификацию ПО и процедуру согласования расходов на внутренние разработки, особенно если на рынке уже есть готовые аналоги. Хотя компании всегда могут обосновать уникальность своих решений, министр рассчитывает, что экономические условия снизят мотивацию к инсорсингу.
Отвечая на опасения о возможном возвращении зарубежных вендоров, министр заявил, что регулятор не видит их активности на рынке. Он также выразил скепсис по поводу установления специальных условий для их возврата, так как это фактически легализует их присутствие. Пока ситуация остается в «серой зоне», что снижает риски для российского рынка.