В условиях стремительного роста бизнеса грамотное управление персоналом становится критически важным. Современные HR-стратегии здесь должны не только обеспечивать операционную стабильность, но и создавать условия для раскрытия потенциала сотрудников. Среди приоритетов — внедрение инновационных подходов к мотивации, сохранение корпоративной культуры при масштабировании и формирование команд, способных расти вместе с компанией. О том, как выстроить такую систему, рассказывает Светлана Корчинская, руководитель ОЦО крупной промышленной компании.
В любом ОЦО главный актив —люди, поэтому работа с персоналом находится в фокусе внимания руководителя наряду с процессами и технологиями. Численность нашего ОЦО превышает 500 человек.
Удивительно, но чем сильнее развиваются технологии, чем выше становится уровень цифровизации процессов, тем большие требования предъявляются к персоналу. Ведь тех, кого принято называть «скриптовым» персоналом, заменяют роботы и AI. И вот вроде бы нам надо меньше людей для того, чтобы выполнять тот же объем работы, но задача от этого не становится проще, а, наоборот, усложняется, потому что нам нужны лучшие.
Нужны экспертные люди, думающие, вовлеченные. А таким уже недостаточно просто конкурентной заработной платы или нормированного графика труда. Им нужны интересные задачи, развивающая среда, дружный коллектив, вдохновляющий руководитель, возможности для самореализации, насыщенная корпоративная жизнь, сильный бренд работодателя, гибкий график работы, экологичность, технологии и эстетичное пространство и т.д. Растут требования к персоналу — растет и уровень ответных притязаний сотрудников.
Дополнительно ситуацию усложняют вызовы времени:
-
дефицит кадров;
-
гонка зарплат;
-
трансформация профессий;
-
низкие цифровые навыки сотрудников.
Помимо внешних факторов на управление персоналом в нашем ОЦО оказывают влияние и внутренние:
-
стремительный рост численности (почти вдвое за год);
-
интенсивный темп изменений;
-
разность в опыте, культуре, стилях руководства;
-
высокие ожидания со стороны Управляющей компании.
В такой ситуации особое значение приобретает стратегия в области управления персоналом. Мы решили подойти к вопросу выстраивания стратегии системно. Начали с глубокой диагностики имеющихся убеждений сотрудников, ведь именно они влияют больше всего на выбираемое нами поведение. При помощи внешнего фасилитатора выявили глубинные установки сотрудников. Очень важно, чтобы на этом этапе с командой работали именно внешние эксперты. Это помогает сотрудникам раскрыться и начать говорить откровенно.
Данные по итогам анализа передаются в обработанном формате, что позволяет сохранить нужную степень конфиденциальности и убрать эмоциональный окрас. Укрупненно все убеждения можно разделить на два вида: те, которые помогут вам достичь стратегических целей, и те, которые способны помешать. Задача стратегической сессии в области управления персоналом — выработать план мероприятий, который поможет скорректировать мешающие убеждения и укрепить способствующие.
Четыре опоры командной культуры и роста
В результате сессии мы выделили четыре стрима — направления для улучшений: развитие сотрудников, эффективная коммуникация, забота о клиенте, достижение целей. Это четыре столпа, на которых держится успешное построение ОЦО. У каждого стрима есть свой амбассадор, вызвавшийся на эту роль добровольно.
Основная задача амбассадора не просто создать план, а задать тренд, вдохновить других и вырастить устойчивую систему ценностей, которая станет неотъемлемой частью ДНК корпоративной культуры. В рамках своей роли амбассадоры организовывают обучающие вебинары для сотрудников, формируют рабочие команды для решения определенных задач.
В результате реализации стратегии мы пришли к выводу, что необходимо усиливать и управленческий состав, так как роль руководителя подразделения становится особо значимой. Так появился авторский курс «МиниHRD» для руководителей, поскольку каждый руководитель должен быть главным НR в своем подразделении. Развивая мышление директора по персоналу, в дополнение к мышлению руководителя, мы получаем интегрированное управленческое мышление, которое помогает руководителям быстрее и проще справляться с поставленными задачами.
Система заботы и управленческий цикл М.О.Д.А.
В ОЦО была выстроена единая система заботы о сотрудниках, объединившая функции HR и АХО под единым руководителем. В основе нашей пирамиды благополучия сотрудников — комфорт. Далее следуют: забота о здоровье, признание, обучение и развитие, сампознание и самоопределение. Каждая из ступеней содержит комплекс мероприятий. Например, комфорт — это и про пространство в офисе, и про наличие бесплатных кофейных автоматов, чая, компенсацию стоимости питания.
Забота о здоровье предполагает комплексную заботу о физическом и ментальном здоровье. Включает программу ДМС с первого дня работы, а также возможность оформить ДМС для родственника, бесплатные консультации для сотрудников и их ближайших родственников со специалистами в различных сферах жизни — психологами, специалистами по ЗОЖ, юристами, финансистами. Компания организует и поддерживает участие сотрудников в различных спортивных мероприятиях, например «Марафоне Добра», сдаче нормативов ГТО.
Немалое значение играют корпоративные мероприятия и активности. Мы стремимся сделать их интересными и разнообразными. Уверены, что корпоративные мероприятия — это мощный инструмент для достижения стратегических целей бизнеса. У нас есть утвержденный календарь корпоративных праздников, у каждого из них особая роль в поддержании корпоративной культуры — от формирования приверженности HR-бренду до поддержания традиционных ценностей и воспитания патриотизма.
Особое внимание мы уделяем верхней ступени благополучия сотрудников — самоопределению сотрудников. Задача управления — раскрыть потенциал каждого сотрудника, позволить ему достичь гармонии между выполняемой работой и его призванием в жизни.
Основная цель стратегии в области управления персоналом — получить «самозаряжающиеся» команды — то есть команды, способные к движению без выгорания или потери интереса к работе.
Одним из инструментов получения таких команд является управленческий цикл М.О.Д.А. — Мотивация, Обучение, Движение, Анализ.
Цикл является симбиозом PDCA и ADKAR. Вы можете задаться вопросом — зачем изобретать что-то новое? Ответ на этот вопрос очень простой. В какой-то момент я заметила, что руководителям и особенно сотрудникам сложно запоминать длинные аббревиатуры на английском языке. А внедрять управленческий цикл надо было быстро и единообразно. Поэтому на ум пришло использовать русские аббревиатуры, которые запоминаются гораздо быстрее.
Кстати, это касается не только аббревиатур. Мы заметили, что команда позитивно реагирует на отказ от англоязычных терминов и переход на исконно русские. Например, позитивный отклик встретило предложение о частичном отказе от слова «коллеги» и замене его на «сподвижники». Сподвижники — то есть способствующие движению, как нельзя лучше отражают центральную часть цикла М.О.Д.А — движение. Давайте рассмотрим цикл подробнее.
Начинать надо всегда с мотивации — появления у сотрудников интереса, желания что-то сделать. Если вы придете к энергетически не заряженной команде, которая находится в режиме энергосбережения — люди могут даже не захотеть вас слушать. Поддерживать определенный уровень мотивации нужно постоянно.
После того, как вы зарядили команду, необходимо дать людям понимание, инструменты, знания, как справиться с той или иной задачей.
Замотивированная и обученная команда готова к движению. Результаты движения надо всегда подвергать анализу для понимания того, что было сделано правильно, а что нуждается в корректировке. И далее снова — мотивация. Обязательно закреплять успехи команды, отмечать прогресс. Если же результаты вам не понравились и требуются значительные изменения в действиях команды, тоже очень важно не уронить мотивацию. Не заниматься поиском виноватых, а сосредоточиться на поиске решения. Очень важно поддерживать в команде стремление к движению и улучшениям.
Если все делать правильно, действительно можно получить «самозаряжающиеся» команды.
Ежегодно в нашей компании проходит оценка уровня вовлеченности. В этом году участие в исследовании принимает и ОЦО. Мы с нетерпением ждем результаты. Уровень участия наших сотрудников в опросе уже превысил 86%. По итогам мы проведем корректирующую сессию, чтобы оценить достигнутые результаты и сформировать план действий с учетом мнения сотрудников.