Курс на экологию и инновации: стратегию развития российского автопрома ждут изменения

| статьи | печать

Новые ориентиры для российского автопрома в рамках долгосрочной стратегии развития до 2050 г. включают переход на экологически чистое топливо, внедрение инновационных технологий. Об этом стало известно на совещании, которое провел первый зампред правительства Денис Мантуров. Эти шаги призваны не только ускорить технологическое развитие отрасли, но и создать условия для увеличения доли отечественного автопрома, обеспечивая конкурентоспособность на глобальном рынке и снижая зависимость от импортных технологий.

Участники мероприятия обсудили ключевые направления развития отрасли, которые помогут ей преодолеть ряд экономических и технологических барьеров.

Изменения в стратегии развития автопрома

Одним из главных векторов развития российского автопрома должен стать переход на экологически чистые виды топлива. Уже сегодня действуют меры господдержки для перевода техники на газомоторное топливо и производства электромобилей. В ближайшей перспективе планируется активное развитие коммерческого транспорта на сжиженном природном газе (СПГ) и водороде. Эти шаги направлены не только на снижение выбросов парниковых газов, но и на достижение Россией углеродной нейтральности к 2060 г.

Вместе с тем власти делают ставку на внедрение передовых технологий. Увеличение доли электрического транспорта и развитие беспилотных автомобилей станут важными элементами будущего отрасли. Эти тренды соответствуют глобальным изменениям и потребностям современной экономики. Кроме того, формирование экономики совместного потреб­ления, включая каршеринг и карпулинг, позволит оптимизировать использование транспортных средств и снизить нагрузку на экологию.

На совещании также была подчеркнута необходимость актуализации Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 г. Д. Мантуров отметил, что важно обеспечить согласованность обновлений отраслевой стратегии с транспортной и энергетической стратегиями России. Это позволит создать сбалансированную систему, учитывающую развитие инфраструктуры, использование различных видов транспорта и переход на альтернативные источники энергии.

Обсуждая ситуацию в отрасли на встрече с президентом и генеральным директором АО «АвтоВАЗ» Максимом Соколовым, премьер-министр Михаил Мишустин напомнил, что правительство активно поддерживает отрасль, используя различные инструменты. В частности, это льготные займы Фонда развития промышленности и программы стимулирования спроса.

В конце прошлого года на поддержку льготных программ автокредитования и лизинга дополнительно выделено 18,4 млрд руб. Из общей суммы более 8,7 млрд руб. предназначено для продолжения программы выдачи кредитов на покупку отечественных автомобилей и электромобилей, в рамках которой может быть уменьшен первоначальный платеж. Базовая величина такой «скидки» на автомобиль составляет 20%, для жителей Дальнего Востока — 25%, а при покупке электромобиля — 35%, но не более 925 тыс. руб.

Кроме того, 9,7 млрд руб. выделено для продолжения программы льготного лизинга. В рамках этой программы можно заключить лизинговый договор на использование высокоавтоматизированных транспортных средств, которые участвуют в реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры». Речь идет о беспилотных магистральных тягачах производства ПАО «КамАЗ» — скидка на авансовый платеж по ним составляет 49%.

Тенденции и динамика автомобильного рынка

По итогам января 2025 г. по программам стимулирования спроса реализовано свыше 10,7 тыс. автомобилей. Общий объем предоставленных скидок составил более 3,3 млрд руб. В рамках программы льготного автокредитования на более выгодных условиях реализовано 7,9 тыс. автомобилей, по программе льготного лизинга — свыше 2,8 тыс. автомобилей.

По данным АО «ППК», за январь — февраль 2025 г. на территории РФ реализовано 193 860 новых автомобилей (до трех лет), что на 12% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом рынок новых автомобилей отечественного производства превысил 101 тыс. шт., что на 6% больше показателей января — февраля 2024 г.

Объем рынка в сегменте легковых автомобилей составил 165 855 шт. (–10% к аналогичному периоду прошлого года), в сегменте легких коммерческих автомобилей — 15 849 шт. (–8%), в сегменте грузовых авто­мобилей — 10 547 шт. (–40%), в сегменте автобусов — 1609 шт. (–49%). Существенное влияние на динамику рынка продолжают оказывать макроэкономические факторы, в частности, высокие ставки автокредитования.

Комментируя сокращение продаж, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев отметил, что февраль подтвердил прогнозы участников рынка на первое полугодие 2025 г. Рост утилизационного сбора, высокая стоимость кредитов и снижение их доступности, а также изменения в налоговой системе приводят к сокращению объема продаж.

«Февраль 2025 г. (за исключением февраля 2023 г.) поставил десятилетний антирекорд. В ближайшее время, вероятнее всего, тренд на сокращение продаж сохранится. Тем не менее мы возлагаем большие надежды на выравнивание ситуации и корректировку рынка во втором полугодии за счет поддержки спроса со стороны государства», — сказал эксперт. При этом он уточнил, что считает возможным сохранить ранее озвученный прогноз в 1,4 млн проданных автомобилей в текущем году.

Восстановление автопрома и новые вызовы

Ранее исследование «ВЦИОМ-Консалтинг», посвященное состоянию и перспективам российской автомобильной промышленности, показало, что отрасль в целом восстановилась после кризисных явлений последних лет. Ключевую роль в этом сыграло государство, которое своевременно и гибко принимало эффективные меры поддержки.

Крупные системные игроки с оптимизмом оценивают текущую ситуацию на российском автомобильном рынке. Рынок стабилизировался, и его основные контуры определились на долгий период. Горизонт планирования для дистрибуции увеличился до 2—5 лет, а для производственных компаний — до 10 лет. К 2028—2030 гг. ожидается рост новых автомобилей до 2 млн единиц. Однако сохраняется глобальная неопределенность, связанная с санкционным давлением, высокой ключевой ставкой и проблемами сертификации китайских автомобилей.

Достижение технологической независимости по критически важным технологиям стало магистральной задачей для отечественного автопрома. Эксперты подчеркивают необходимость создания долгосрочной стратегии, которая будет четко определять приоритеты и шаги для дальнейшего развития. Это позволит российским и иностранным автоконцернам формировать экономически оправданные стратегии.

Исследование также выявило необходимость усиления регулирования на уровне всей отрасли. Это связано с искажениями на рынке, возникшими в периоды антикризисных мер и послаблений, а также с неспособностью отдельных компаний самостоятельно исправить эти дисбалансы. От государства ожидается разработка четкой концепции развития рынка, определение его сегментной структуры и поддержка промышленных проектов, которые будут обеспечивать эти сегменты.

Эксперты считают, что рынок в ближайшее время столкнется с консолидацией, что приведет к сокращению числа участников. Возможны два сценария: доминирование локальных игроков с участием иностранных компаний через совместные предприятия или сохранение текущих системных игроков. Наиболее вероятен промежуточный вариант, при котором крупные иностранные компании, такие как китайские автоконцерны, продолжат играть значительную роль.

Специалисты обращают внимание, что китайские автомобили заняли лидирующие позиции на российском рынке благодаря доступности по цене, современному дизайну и технологичности. Однако их имидж все еще остается слабым: только 19% россиян готовы выбрать китайский автомобиль при наличии альтернатив. Тем не менее успех китайских моделей обусловлен их подготовленностью к выходу на рынок и эффективным использованием маркетинговых стратегий.

По мнению аналитиков, российские автопроизводители нуждаются в поддержке со стороны государства. Для стимулирования продаж предлагаются меры, такие как специальные условия страхования, льготные ставки по кредитам и продленная государственная гарантия на отечественные автомобили. Также важно формирование положительного имиджа отрасли через создание консорциумов и привлечение молодежи.

Рынок новых транспортных средств по сегментам

Сегменты транспортных средств

01-02.2024

01-02.2025

Динамика два месяца 2025 — два месяца 2024

02.2024

01.2025

02.2025

Динамика 02.2025 — 02.2024

Динамика 02.2025 — 01.2025

Легковые автомобили

183 351

165 855

–10%

103 348

88 559

77 296

–25%

–13%

Легкие коммерческие автомобили

17 309

15 849

–8%

10 252

7845

8004

–22%

+2%

Грузовые автомобили

17 451

10 547

–40%

10 011

5317

5230

–48%

–2%

Автобусы

3182

1609

–49%

2011

797

812

–60%

+2%

Итого

221 293

193 860

–12%

125 622

102 518

91 342

–27%

–11%

Источник: АО «ППК»